«Простые аналогии» — быстрая и точная методика диагностики мышления младших школьников

Одним из признаков зрелости мышления является умение устанавливать между понятиями логические связи. Оно формируется у человека постепенно, в том числе в процессе школьного обучения. Задача педагогов и психологов состоит в том, чтобы отслеживать становление мыслительных процессов ребёнка, с целью выявить отставание от возрастной нормы. Одним из тестов оценки способностей мыслить логически является методика «Сложные аналогии».

Суть методики

Тестирование «Сложные аналогии» является одним из распространённых способов исследования динамики умственной деятельности. Данная методика была разработана нашей соотечественницей Э. А. Коробковой — психологом, работавшим с детьми, имеющими проблемы в развитии интеллекта.

Тест направлен на изучение способностей ребёнка к построению логических умозаключений, абстрагированию и установлению связей между понятиями. Суть его состоит в том, чтобы обнаружить отношения между 20 парами понятий и типировать их в соответствии с предложенным ключом или «шифром».

Список понятий для тестирования по методу «Сложные аналогии»

  1. Испуг — бегство;
  2. Физика — наука;
  3. Правильно — верно;
  4. Грядка — огород;
  5. Пара — два;
  6. Слово — фраза;
  7. Бодрый — вялый;
  8. Свобода — воля;
  9. Страна — город;
  10. Похвала — брань;
  11. Месть — поджог;
  12. Десять — число;
  13. Плакать — реветь;
  14. Глава-роман;
  15. Покой — движение;
  16. Смелость — геройство;
  17. Прохлада — мороз;
  18. Обман — недоверие;
  19. Пение — искусство;
  20. Тумбочка — шкаф.

Шифр состоит из 6 пар слов, обозначающих понятия, соотносящиеся между собой по определённому принципу:

Шифр

  1. Овца — стадо (часть — целое);
  2. Малина — ягода (род — вид);
  3. Море — океан (маленькое — большое);
  4. Свет — темнота (антонимы);
  5. Отравление — смерть (причина — следствие);
  6. Враг — неприятель (синонимы).

При работе с детьми лучше всего проводить исследование в индивидуальном порядке или в небольших группах по 4–5 человек, поскольку разъяснение задание может потребовать пристального внимания экспериментатора к каждому из участников.

Тестирование по методике «Сложные аналогии» рекомендуется проводить в индивидуальном порядке

Тестирование рекомендуется проводить с детьми достигшими возраста 12–14 лет, а также старшеклассниками, верхней возрастной границы не предусмотрено. Данная методика может оказаться слишком сложной для детей более младшего возраста, т.к. их логическое мышление сформировано ещё в недостаточной степени, чтобы улавливать абстрактные связи между понятиями. Некоторые источники указывают на то, что с данным тестом не всегда хорошо справляются даже образованные взрослые, поэтому тестирование младшеклассников по этой программе не рекомендуется.

Проведение диагностики среди школьников (младших, средних, старших классов)

Для проведения тестирования потребуется:

  • бланк с заданием;
  • часы или секундомер;
  • протокол для фиксации объяснений испытуемого.

На первом этапе тестируемому предлагается «шифр» к заданию — 6 пар слов, объединённых определённым типом логической связи. Подростку нужно установить, какие отношению существуют между представленными понятиями. В случае затруднений, экспериментатор задаёт наводящие вопросы (именно поэтому рекомендуется производить тестирование индивидуально).

Если ребёнок в силу возраста или личностных особенностей не может установить связей, между предложенными понятиями, дальнейшее тестирование не имеет смысла. Следует, однако, сделать оговорку, что трудности с выполнением задания могут быть сопряжены не только с нарушениями мыслительных процессов, но и со стеснительностью ребёнка, когда ему сложно войти в контакт с экспериментатором, а также со снижением мотивации, когда тестируемый не хочет сотрудничать или ленится выполнять задание.

Низкие результаты по тесту «Сложные аналогии» может свидетельствовать о сниженной мотивации подростка и нежелании проходить тестирование

Убедившись, что испытуемый понимает логические связи между предложенными парами понятий, экспериментатор открывает вторую часть бланка с 20 парами слов, находящихся в тех же отношениях, что и слова из первого списка. Ребёнка просят установить эти отношения и обозначить их буквой, соответствующей типу логической связи или же просто указать пару слов из ключей, имеющих тот же вид связи.

Бланк заданий к методике

  • А. Овца — стадо;
  • Б. Малина — ягода;
  • В. Море — океан;
  • Г. Свет — темнота;
  • Д. Отравление — смерть;
  • Е. Враг — неприятель.
1. Испуг — бегство А Б В Г Д Е
2. Физика — наука А Б В Г Д Е
3. Правильно — верно А Б В Г Д Е
4. Грядка — огород А Б В Г Д Е
5. Пара- два А Б В Г Д Е
6. Слово — фраза А Б В Г Д Е
7. Бодрый — вялый А Б В Г Д Е
8. Свобода — воля А Б В Г Д Е
9. Страна — город А Б В Г Д Е
10. Похвала — брань А Б В Г Д Е
11. Месть — поджог А Б В Г Д Е
12. Десять — число А Б В Г Д Е
13. Плакать — реветь А Б В Г Д Е
14. Глава-роман А Б В Г Д Е
15. Покой — движение А Б В Г Д Е
16. Смелость — геройство А Б В Г Д Е
17. Прохлада — мороз А Б В Г Д Е
18. Обман — недоверие А Б В Г Д Е
19. Пение — искусство А Б В Г Д Е
20. Тумбочка — шкаф А Б В Г Д Е

Можно в качестве примера разобрать две первые пары слов совместно, но оставшуюся часть заданий школьник выполняет самостоятельно. На прохождение теста отводится 3–5 минут в зависимости от возраста учащихся.

По ходу тестирования экспериментатор заполняет протокол: в нём он фиксирует не только ответы испытуемого, но и логические выводы, которые позволили ему отнести ту или иную пару к определённой категории.

Протокол экспериментатора для тестирования по методу «Сложные аналогии»

Пара понятий Ответ испытуемого Комментарий
Испуг — бегство
Физика — наука
Правильно — верно
Грядка — огород
Пара- два
Слово — фраза
Бодрый — вялый
Свобода — воля
Страна — город
Похвала — брань
Месть — поджог
Десять — число
Плакать — реветь
Глава-роман
Покой — движение
Смелость — геройство
Прохлада — мороз
Обман — недоверие
Пение — искусство
Тумбочка — шкаф

Рассуждения тестируемого могут быть не менее полезны и показательны для оценки его логического мышления, чем сами ответы и их правильность. Обоснование выбора того или иного ответа позволяет выявить соскальзывания и растекаемость мышления, указывающие на его незрелость.

Интерпретация результатов

Экспериментатор подсчитывает количество правильных ответов: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный — 0 баллов.

Ключ к тесту

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Д Б Е А Е А Г Е В Г Д Б Е А Г Е В Д Б В

Результаты ответов суммируются и стандартизируются в соотвествии с десятибальной шкалой:

Оценка 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Правильные ответы 20 19 18 17 15–16 12–14 10–11 8–9 7 6

Полученные по десятибальной шкале результаты интерпретируются следующим образом:

  • 10 баллов — ребёнок понимает абстракции и сложные логические связи;
  • 9 баллов — ход рассуждений логичен, но, возможно, испытуемый отвлекался в процессе тестирования;
  • 8 баллов — есть нарушения в выстраивании связей между явлениями (может быть, в силу отсутствия опыта работы с подобными заданиями);
  • 7 баллов — наблюдаются проблемы с логикой в установлении отношений, не вызывающих особых сложностей;
  • 6–5 баллов — испытуемому тяжело найти связи между неоднозначными парами (например, «ягода — малина»);
  • 4 балла — нарушение логики, «растекание» процессов мышления, связанных с установлением соответствий;
  • 3–2 балла — школьник понимает суть задания, но ошибается при сравнении, что говорит о соскальзывании умозаключений, то есть доля логичности в рассуждениях есть, но связь выстраивается ошибочно. Например, пара «враг — неприятель» может быть интерпретирована как отношения, происходящие во время войны — ход мысли в чём-то правильный, но задание выполняется по другому принципу.
  • 1 балл — испытуемый обладает растекаемостью мышления, его аргументы нелогичны, аналогии воспринимаются ложно, налицо неумение строить логические связи.

Методика «Сложные аналогии» является распространённым способом исследования мышления. Однако, некоторые критики отмечают, что она довольно сложна — даже взрослые образованные люди без нарушений мыслительной деятельности не всегда выполняют её правильно на 100%. Поэтому, если школьник показывает низкие результаты, это не может интерпретироваться как диагноз об умственном отставании, но должно стать поводом к проведению дальнейшего обследования. Окончательные выводы и рекомендации по прохождению коррекционной программы обучения должны быть сделаны специалистом в области возрастной психологии.

Как использовать нетрадиционную технику рисования нитками в старшей группе детского садаИнтересные примеры пальчиковой гимнастики как средства обучения и развития дошкольников

Эта статья создана пользователем Онедио. Со стороны редакции изменений не было. Вы тоже можете создавать свои статьи на нашем сайте.

Onedio избранноеТесты

25 ноября 2018, 19:27‘ добавлено

Насколько хорошо у вас обстоят дела с пониманием сложных логических отношений и выделением абстрактных связей? Этот психологический тест поможет понять.

Все просто: вы должны определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать среди предложенных вариантов «шифр» — пару слов с такой же логической связью.

Готовы? Тогда начнем!

1. Испуг — бегство

Отравление — смерть
Море — океан
Овца — стадо
Малина — ягода
Свет — темнота

2. Физика — наука

Отравление — смерть
Малина — ягода
Свет — темнота
Море — океан
Овца — стадо

3. Правильно — верно

Море — океан
Малина — ягода
Враг — неприятель
Овца — стадо
Свет — темнота

4. Грядка — огород

Малина — ягода
Море — океан
Овца — стадо
Свет — темнота
Отравление — смерть

5. Пара — два

Враг — неприятель
Море — океан
Овца — стадо
Свет — темнота
Малина — ягода

6. Слово — фраза

Овца — стадо
Свет — темнота
Море — океан
Враг — неприятель
Малина — ягода

7. Бодрый — вялый

Море — океан
Отравление — смерть
Враг — неприятель
Малина — ягода
Овца — стадо
Свет — темнота

8. Свобода — воля

Враг — неприятель
Свет — темнота
Малина — ягода
Море — океан
Овца — стадо

9. Страна — город

Овца — стадо
Малина — ягода
Море — океан
Свет — темнота
Отравление — смерть

10. Похвала — брань

Малина — ягода
Свет — темнота
Овца — стадо
Отравление — смерть
Море — океан

Ваша логика находится в отличном состоянии! 🙂

Вам 100% доступно понимание абстракций и сложных логических связей.

У вас имеются проблемы с логическим мышлением!

Если вы с трудом понимаете инструкцию и ошибаетесь при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей. 

Либо же вам было слишком «лень» проходить этот тест! 🙁

Эта статья создана пользователем Онедио. Со стороны редакции изменений не было. Вы тоже можете создавать свои статьи на нашем сайте.

Новости СМИ2

Методика направлена па выявление характера логических связей и отношений между понятиями. Иногда указывается, что она может применяться с подросткового возраста — от 10 лег, но при нормативном развитии ее можно применять и в младшем школьном возрасте1.

Стимульный материал методики представляет собой бланк, состоящий из двух колонок текста, на котором слева располагаются пары слов — образцы, но аналогии с которыми следует выделить пару слов в правой половине бланка. Справа вверху указано слово искомой пары, задача — выделить одно из пяти представленных ниже слов.

В различных модификациях встречается от 10—12 до 20—32 заданий.

Инструкция. Вы видите два слова: сверху — «лошадь», снизу — «жеребенок». Какая между ними связь? Жеребенок — детеныш лошади. А справа тоже сверху одно слово — «корова», а снизу — 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое так же относится к слову «корова», как слово «жеребенок» к слову «лошадь», т.с. чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет «теленок». Значит, сначала нужно установить, как связаны между собой слова слева, а затем установить такую же связь справа.

После того, как инструкция понята, предлагаются задания (табл. 7.3).

Тестовый материал к методике «Простые аналогии»

Таблица 73

Образец

Задание

1

Лошадь

Корова

Жеребенок

Пастбище, рога, молоко, теленок, бык

2

Яйцо

Картофель

Скорлупа

Курица, огород, капуста, суп, шелуха

1Семаго //. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка.

Образец

Задание

3

Ложка

Вилка

Каша

Масло, нож, тарелка, мясо, посуда

4

Коньки

Лодка

Зима

Лсд, каток, весло, лето, река

5

Ухо

Зубы

Слышать

Видеть, лечить, рот, щетка, жевать

6

Собака

Щука

Шерсть

Овца, ловкость, рыба, удочки, чешуя

7

Пробка

Камень

Плавать

Пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик

8

Чай

Суп

Сахар

Вода, тарелка, крупа, соль, ложка

9

Дерево

Рука

Сук

Топор, перчатка, нога, работа, палец

10

Дождь

Мороз

Зонтик

Палка, холод, сани, зима, шуба

11

Школа

Больница

Обучение

Доктор, ученик, учреждение, лечение, больной

12

Песня

Картина

Глухой

Хромой, слепой, художник, рисунок, больной

13

Нож

Стол

Сталь

Вилка, дерево, стул, пища, скатерть

14

Рыба

Муха

Сеть

Решето, комар, комната, жужжать, паутина

15

Птица

Человек

Гнездо

Люди, птенец, рабочий, зверь, дом

16

Хлеб

Дом

Пекарь

Вагон, город, жилище, строитель, дверь

17

Пальто

Ботинок

Пуговица

Портной, магазин, нога, шнурок, шляпа

18

Коса

Бритва

Трава

Сено, волосы, острая, сталь, инструменты

19

Нога

Рука

Сапог

Галоши, кулак, перчатка, палец, кисть

Образец

Задание

20

Вода

Пища

Жажда

Пить, голод, хлеб, рог, еда

21

Электричество

Пар

Проволока

Лампочка, ток, вода, трубы, кипение

22

Паровоз

Конь

Вагоны

Поезд, лошадь, овес, телега, конюшня

23

Алмаз

Железо

Редкий

Драгоценный, железный, твердый, сталь, обычный

24

Бежать

Кричать

Стоять

Молчать, ползать, шуметь, звать, плакать

25

Волк

Птица

Пасть

Воздух, клюв, соловей, яйцо, пение

26

Растение

Птица

Семя

Зерно, клюв, соловей, пение, яйцо

27

Театр

Библиотека

Зритель

Актер, книги, читатель, библиотекарь, любитель

28

Утро

Зима

Ночь

Мороз, день, январь, осень, сани

29

Железо

Дерево

Кузнец

Пень, пила, столяр, кора, листья

30

Нога

Глаза

Костыль

Галка, очки, слезы, зрение, нос

Обработка результатов. Ответы сравниваются с ключом: теленок, шелуха, мясо, лето, жевать, чешуя, тонуть, соль, палец, шуба, лечение, слепой, дерево, паутина, дом, строитель, шнурок, волосы, перчатка, голод, трубы, телега, обычный, молчать, клюв, яйцо, читатель, осень, столяр, очки.

Обработка результатов заключается в подсчете количества правильных и ошибочных нахождений аналогий между понятиями. Анализируется характер установленных связей между понятиями: конкретные, логические, категориальные связи. Фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий.

Но типу связей можно судить об уровне развития мышления — преобладании наглядных или логических форм.

Анализ результатов и примерные возрастные нормативы выполнения

А пал из иру ем ы е показател и:

  • • возможность удержания инструкции и логики задания;
  • • доступная сложность выполняемого задания;
  • • критичность ребенка к результатам своей деятельности;

доступность операций установления логических связей по аналогии в целом; стратегия выделения ребенком логических связей и отношений между понятиями;

возможность зрительного анализа большого объема печатного материала; наличие ответов импульсивного характера;

  • • инертность в выборе связей;
  • • оценка объема и характера необходимой помощи при обучении.

Выполнение методики в полном объеме (варьирующем в различных изданиях

от 10—12 до 20—32 заданий) является условно нормативным для детей 11 — 13 лет. Недоступность выполнения даже простых заданий в силу проблем собственно логического характера нормативно не встречается у детей старше 7—7,5 лет. Она может быть обусловлена не столько проблемами логического мышления, сколько трудностями удержания алгоритма выполнения задания, импульсивности, проблемами регуляторного характера.

Наиболее легкими для выполнения должны являться задания, в которых сама связь между словами в левом столбце конкретна и хорошо знакома ребенку, с точки зрения социально-бытовой ситуации. Задания, включающие в себя анализ качественных характеристик, в частности подбор антонимов, могут вызывать трудности у детей даже старше 10 лет с недостаточной сформированностью пространственных представлений.

Понятно, что в заданиях подобного типа сама логическая связь между словами образца (в левой части бланка) является по определению различной. Чем проще ребенку установить эту связь, тем более доступным будет для него предлагаемое задание. Психолог, работающий с такого рода выбором по аналогии, должен представлять, что в каждом конкретном случае логическая связь будет отличаться.

Подобные связи можно классифицировать следующим образом, в последовательности от наиболее простых — к наиболее сложным:

  • 1. Социально-бытовая.
  • 2. Функциональная.
  • 3. Существенная часть чего-либо.
  • 4. Материальная.
  • 5. По принципу сравнения качества (в том числе антонимы).

В большинстве известных примеров заданий наиболее простыми и доступными для детей 7—8-летнего возраста, как правило, являются задания на выявление социально-бытовых связей и существенных частей, а также аналогий типа: «Взрослый — ребенок, лошадь — жеребенок» и т.п. Другие виды заданий оказываются более трудными.

Значимым является также фактор места по порядку (в ряду слов справа под чертой), на котором находится необходимое для выбора по аналогии слово. Чем ближе верный ответ находится к двум последним словам в ряду справа, тем возможнее неправильный выбор, поскольку ребенок с большей долей вероятности может остановить свой выбор на предыдущих словах в силу ряда причин, в том числе, импульсивности, усталости или пресыщения. Это предл>являет определенные требования к анализу результатов и учету этого фактора.

Достаточно часто при инертности мышления или инертности деятельности в целом ребенок подбирает к следующей паре слово в соответствии с логикой связи, выбранной в предыдущем задании. При грубой инертности ребенок порой не может сменить принцип подбора вообще. Однако это не всегда признак инертности, а иногда может быть расценено как истинная недоступность анализа логической связи. Для дифференциации этих двух особенностей необходимо сопоставить результативность выполнения данной методики с результативностью выполнения других заданий па оценку сформированности познавательной деятельности. При низкой результативности выполнения заданий и других методик скорее можно предположить именно интеллектуальную несостоятельность ребенка, а не просто инертность его деятельности.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий