Прочитайте онлайн Логика: Шпаргалка

Опубликовано 16.03.2020 – 15:31 –

С ее помощью выявляется характер логических связей и отноше­ний между понятиями.

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngmetodika_prostye_analogii.doc 113 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА «ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ»

С ее помощью выявляется характер логических связей и отношений между понятиями.

Ход выполнения задания.

Испытуемому показывают первую задачу (см. материал к методике «Простые аналогии»):

Лошадь

——–——- и предлагают по аналогии подобрать к слову «корова» одно из

жеребенок предъявленных пяти слов —

«пастбище», «рога», «молоко», «теленок», «бык». После того, как экспериментатор убедился, что испытуемый понял инструкцию, ему предлагаются для решения другие задачи.

Обработка результатов заключается в подсчете количества правильных и ошибочных нахождений аналогий между понятиями; анализируется характер установленных связей между понятиями — конкретные, логические, категориальные связи; фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у данного испытуемого — преобладании наглядных или логических форм. Кроме того, при обследовании данной методикой обнаруживаются нарушения последовательности суждений, когда испытуемый на время перестает следовать избранному им способу решения задачи. Аналогии в различных заданиях строятся по разным принципам, и наличие инертности может затруднить выполнение задания — в последующей задаче такие испытуемые пытаются выделить аналогию по принципу предыдущей задачи.

МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ «ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ»

Фамилия____________ Имя_______ Дата____

3. Ложка Вилка

Каша Масло, нож, тарелка, мясо, посуда

4. Коньки Лодка

Зима Лед, каток, весло, лото, река

5. Ухо Зубы

Слышать Видеть, лечить, рот, щетка, жевать

6. Собака Щука

Шерсть Овца, ловкость, рыба, удочки, чешуя

каменщик

8. Чай Суп

Сахар Вода, тарелка, курица, соль, ложка

9. Дерево Рука

Сук Топор, перчатка, нога, работа, палец

10. Дождь Мороз

Зонтик Палка, холод, сани, зима, шуба

11. Школа Больница

Обучение Доктор, ученик, учреждение, лечение,

больной

12. Песня Картина

Глухой Хромой, слепой, художник, рисунок,

больной

13. Нож Стол

Сталь Вилка, дерево, стул, пища, скатерть

14. Рыба Муха

Сеть Решето, комар, комната, жужжать, паутина

15. Птица Человек

Гнездо Люди, птенец, рабочий, зверь, дом

16. Хлеб Дом

Пекарь Вагон, город, жилище, строитель, дверь

17. Пальто Ботинок

Пуговица Портной, магазин, нога, шнурок, шляпа

18. Коса Бритва

Трава Сено, волосы, острая, сталь, инструмент

19. Нога Рука

Сапог Галоши, кулак, перчатка, палец, кисть

21. Электричество Пар

Проволока Лампочка, ток, вода, трубы, кипение

22. Паровоз Конь

Вагоны Поезд, лошадь, овес, телега, конюшня

Отнесение фраз к пословицам

Вариант предложен Б. В. Зейгарник. Испытуемому предлагают серию табличек, на которых написаны пословицы или метафоры, и значительно большее количество карточек с фразами. Среди фраз имеются такие, которые соответствуют переносному смыслу пословиц, и такие, которые сходны лишь в формально-лексическом отношении. Вначале убеждаются, что испытуемый понимает переносный смысл пословиц, а затем ему предлагают подобрать к каждой пословице соответствующую по смыслу фразу. Например, к пословице «Куй железо, пока горячо» даются на выбор три фразы: «Золото тяжелее железа», «Железо кует кузнец», «Не откладывай дело в долгий ящик». Трудность заключается не столько в истолковании переносного смысла пословицы, сколько в возможности соскальзывания на приблизительный

смысл. Выполняя это задание, испытуемый вначале уясняет переносный смысл пословицы, а затем сопоставляет ее с фразами, и таким образом как бы переносит усвоенный принцип работы на материал, содержащий новое. Этот вариант задания требует более высокого уровня обобщения, чем одно лишь объяснение переносного

смысла пословиц и метафор.

МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКАМ «ПОСЛОВИЦЫ И МЕТАФОРЫ»

ЗОЛОТЫЕ РУКИ

ЖЕЛЕЗНЫЙ ХАРАКТЕР

КАМЕННОЕ СЕРДЦЕ

ГЛУХАЯ НОЧЬ

НЕ ПЛЮЙ В КОЛОДЕЦ — ПРИГОДИТСЯ ВОДЫ НАПИТЬСЯ

ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ — ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ

ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ

ПОСПЕШИШЬ — ЛЮДЕЙ НАСМЕШИШЬ

КУЙ ЖЕЛЕЗО, ПОКА ГОРЯЧО

НЕЧЕГО НА ЗЕРКАЛО ПЕНЯТЬ, КОЛИ РОЖА КРИВА

НЕ КРАСНА ИЗБА УГЛАМИ, КРАСНА ПИРОГАМИ , СДЕЛАЛ ДЕЛО, ГУЛЯЙ СМЕЛО

УМЕЛЫЕ РУКИ НЕ ЗНАЮТ СКУКИ

НЕ В СВОИ САНИ НЕ САДИСЬ

НЕ ВСЕ ТО ЗОЛОТО, ЧТО БЛЕСТИТ

ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ

ПРЕЖДЕ ЧЕМ СДЕЛАТЬ, НАДО ХОРОШО ПОДУМАТЬ

ЕСЛИ САМ ОТРЕЗАЛ НЕПРАВИЛЬНО, ТО НЕ СЛЕДУЕТ ВИНИТЬ НОЖНИЦЫ

УМЕЛЫЕ РУКИ

КАЖДЫЙ КОЛОДЕЦ ХОРОШО ПОКРЫТЬ КРЫШКОЙ

ЗАЧЕМ ВЫБРОСИЛ ВАЛЕНКИ, КОГДА БУДЕТ ХОЛОДНО, ОНИ ОЧЕНЬ НУЖНЫ БУДУТ

МАЛЕНЬКИЙ МАЛЬЧИК ПРЫГАЛ ЛУЧШЕ ВСЕХ

ЛЮБЛЮ ЗИМОЙ КАТАТЬСЯ НА САНКАХ, ЛЫЖАХ И КОНЬКАХ

НЕ ВСЕГДА ВНЕШНИЙ БЛЕСК СОЧЕТАЕТСЯ С ХОРОШИМ КАЧЕСТВОМ

О ДЕЛЕ СУДЯТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ

ЦЫПЛЯТА ВЫРАСТАЮТ К ОСЕНИ

НЕКОТОРЫЕ ЛЮДИ ЛЮБЯТ ВКУСНО ПОЕСТЬ, А ТРУДИТЬСЯ НЕ ХОТЯТ

НЕ ВСЕГДА ТО, ЧТО НАМ КАЖЕТСЯ ХОРОШИМ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ХОРОШО

ПАПА КУПИЛ МАЛЬЧИКУ НОВЫЕ САНКИ

ЕСЛИ ВЫПОЛНИЛ РАБОТУ ХОРОШО, МОЖЕШЬ ОТДОХНУТЬ

ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ

КОГДА ДРОВА ГОРЯТ — ТОГДА И КАШУ ВАРЯТ

ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ

КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ

КАКОВ ПОП, ТАКОВ И ПРИХОД

НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛО В ДОЛГИЙ ЯЩИК

ЕСЛИ НЕ ЗНАЕШЬ ДЕЛА, НЕ БЕРИСЬ ЗА НЕГО

ЗИМОЙ ЕЗДЯТ НА САНЯХ, А ЛЕТО НА ТЕЛЕГЕ

МАЛЬЧИК ВЫШЕЛ НА ПРОГУЛКУ

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РАБОТАЕТ НЕ ТОРОПЯСЬ, ЧАСТО УСПЕВАЕТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТОТ, КОТОРЫЙ ТОРОПИТСЯ

НЕ СТОИТ КИВАТЬ НА ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ЕСЛИ ДЕЛО В ТЕБЕ САМОМ

ХОРОШЕЕ КАЧЕСТВО ЗЕРКАЛА ЗАВИСИТ НЕ ОТ РАМЫ, А ОТ САМОГО СТЕКЛА

ЗЕРКАЛО ВИСИТ КРИВО

НЕЛЬЗЯ ПИТАТЬСЯ ОДНИМИ ПИРОГАМИ, НАДО ЕСТЬ И РЖАНОЙ ХЛЕБ

ПРОДАВЕЦ ОТМЕРИЛ СЕМЬ МЕТРОВ ТКАНИ И ОТРЕЗАЛ

МЕДНЫЙ БРАСЛЕТ БЛЕСТИТ КАК ЗОЛОТОЙ

МАСТЕР СВОЕГО ДЕЛА ЛЮБИТ И УМЕЕТ ТРУДИТЬСЯ

ЕСЛИ ЕСТЬ БЛАГОПРИЯТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ДЕЛА, НАДО СРАЗУ ИХ ИСПОЛЬЗОВАТЬ

ТЕМНАЯ НОЧЬ, ГЛУХАЯ СТАРУХА, НЕПРОГЛЯДНАЯ ТЕМНОТА

СИЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, ЗОЛОТО ЯРЧЕ ЖЕЛЕЗА

ЧЕЛОВЕК ВЫСЕК НА СКАЛЕ СЕРДЦЕ, БЕСЧУВСТВЕННОЕ СЕРДЦЕ

ОДИН ВКУСНЫЙ ПИРОГ СТОИТ ДЕСЯТИ НЕВКУСНЫХ

ТОРОПЛИВОСТЬ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К НЕЛЕПЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ

ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ РАБОТУ ЛУЧШЕ, НАДО О НЕЙ ХОРОШО ПОДУМАТЬ

ОДНУ ХОРОШУЮ КНИГУ ПРОЧЕСТЬ ПОЛЕЗНЕЙ, ЧЕМ СЕМЬ ПЛОХИХ

МЕТОДИКА ШИФРОВКИ ЦИФРОВЫХ СИМВОЛОВ

Это один из невербальных подтестов методики, направленной на исследование интеллекта, автором которой является Векслер. От испытуемого требуется в специальной таблице (см. материал к данной методике) в соответствии с образцами в рядах случайно подобранных цифр, поставить под каждой цифрой ее обозначение-символ, т. е. произвести как бы перешифровку цифр. Время выполнения задания ограничивается 90 секундами.

Обработка результатов:

Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. Первые десять заданий не учитываются, они служат примером. О способности к научению новому свидетельствует выполнение последующих примеров, когда испытуемого предупреждают о начале хронометрии и необходимости выполнять задание как можно скорее. Этой методикой исследуется психомоторика, способность к обучению. При обследовании этой методикой различных возрастных групп было установлено, что показатель результативности обнаруживает отчетливую тенденцию к снижению после сорока лет.

Для исследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста используется более простой вариант кодирования — методика Перона-Руссера (см. материал к методике). Нормы ее выполнения: 100% — за 1 мин. 15 сек. без ошибок; 60% — за 1 мин. 45 секунд, с двумя ошибками; 50% — за 1 мин. 50 сек., с 5 ошибками; 20% — за 2 мин. 10 сек., с 6 ошибками (по М. П. Кононовой).

МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ «ШИФРОВКА ЦИФРОВЫХ СИМВОЛОВ».

<spg src=”https://nsportal.ru/sites/default/files/pictures/2010/10/27/picture-4063.jpg”>Презентация к уроку “Аналогия” (информатика, 3 класс)

Презентация к уроку по УМК А.В. Горячева “Информатика в играх и задачах”-3….

picture-58641.jpgпознавательная игра капитал-шоу “Поле Чудес” (аналог передачи)

Тема игры – “Начало начал”. Активное участие игроков и зрителей – это гарантия того, что встреча будет интересной, содержательной, запоминающейся….

Аналогия. Урок №1 3 класс 4 четверть

Тема: «Аналогия»3 класс, 4 четверть1-й урок в теме. Тип урока: объяснение нового материала. Цели:             знакомство с понятием “ан…

picture-205056-1362145359.jpgПростые аналогии

Данный материал предназначен для занятий с детьми младшего школьного возраста по развитию логического мышления….

picture-326392-1410603338.jpgРазвитие мышления по аналогии

Данная статья представляет собой методические рекомендации учителям начальной школы. В материале представлен опыт развития мышления по аналогии у детей на уроках математики….

picture-126610-1358679519.jpgкомпьютерный тест по информатике, тема «Аналогия» (А.В. Горячев «информатика в играх и задачах», 3 класс)

тест по информатике, тема «Аналогия» (А.В. Горячев «информатика в играх и задачах», 3 класс), выполненный в программе PowerPoint  по шаблону Д. Иванова и памятка по его использованию…

Дипломная работа на тему : ” Формирование приёма аналогия при обучении математики в начальных классах”

СодержаниеВведение………………………………………………………………………51 Теоретические основы формирования приёма аналогии при обучении математике в начальных классах…………………………….…………… 81.1 Формирование логиче…

  • Мне нравится

  Найдено 14 определений Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

–> АНАЛОГИЯ

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

–> аналогиячастичное соответствие или сходство между вещами, в иных отношениях слишком разными для консолидации процедурной памяти.

Источник: Теории научения. 6-е изд. Питер. 2004

–> Аналогия(греч. analoqia – сходство) – сходные психические явления и особенности поведения, вызванные одинаковыми условиями среды и потребностями.

Источник: Основные понятия психодиагностики и экспериментальной психологии. Cловарь 2006

–> аналогия

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

–> АНАЛОГИЯодин из путей установления новой системы связей в результате обнаружения близкого или отдаленного сходства между известным и требуемым способом действия, известной и неизвестной закономерностью и т. п. А. – важный эвристический прием в процессе решения проблемных задач.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

–> АНАЛОГИЯлогическая операция, используемая в процессах переработки человеком информации (например, в процессах памяти или мышления). А. представляет собой логическое действие, в результате которого на основе сравнения между собой предметов или явлений об одних из них судят по образу и подобию других. А.-один из источников различных предположений о наличии у неизвестных объектов тех или иных свойств, которые известны как присущие другим объектам. См. аналог, мышление, операции мышления логические, память.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

–> АНАЛОГИЯ

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

–> АНАЛОГИЯВообще – сходство, подобие, соответствие. Конкретные способы употребления включают: 1. Описание, доказательство или объяснение, основанное на систематическом сравнении одного предмета с другим, уже известным предметом. Рассуждение по аналогии, проведенное таким образом – полезный эвристический метод для раскрытия соответствия между предметами, но как логическое доказательство оно не удовлетворяет требованиям, необходимым для обеспечения достоверности утверждения. 2. В биологии, соответствие по функции между двумя органами или частями. См. аналог (2).

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

–> Аналогия

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

–> АНАЛОГИЯ

Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003

–> АНАЛОГИЯ(от греч. соответствие) – сходство между предметами, явлениями. Как форма мышления – это индуктивное умозаключение, когда на основе сходства двух объектов по каким-то одним признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам. А. не дает достоверного знания, но играет важную роль при выдвижении гипотез как средство уяснения проблемы и направления ее решения. Например, А. между живыми организмами и техническими устройствами способствует решению инженерных задач. Для повышения вероятности выводов по А. необходимо расширить круг совпадающих существенных признаков сопоставляемых объектов, учесть различия между ними. В обучении А. привлекается для того, чтобы менее понятное сделать более понятным, представить абстрактное в более доступной форме, конкретизировать отвлеченные идеи. По А. можно рассуждать о том, что недоступно прямому наблюдению. Задания на установление А. применяются в психодиагностике. Надуманные А. используются во всякого рода прорицаниях и гаданиях. На использовании механизма А. основываются некоторые приемы маскировки и введения противника в заблуждение.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

–> АНАЛОГИЯ

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

–> Аналогия

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

–> АНАЛОГИЯ

Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006

Показать еще…

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий