Рейтинг ТОП 5 лучших моделей Iqos и его аналогов: какой купить, отзывы, цены

Идея для тех, кто ищет интересное хобби

Кто-то собирает свою эскадрилью самолетов, кто-то — личную бронетанковую дивизию. Нам с другом нравится делать японские автомобили.

Кажется, что клеить модельки из пластика — это развлечение для детей. Но для взрослых оно может оказаться даже более увлекательным, особенно если вы любите технику или историю. Моделизм позволяет погрузиться в интересную вам эпоху или лучше разобраться в том, как устроены самолеты, корабли или автомобили. А еще это хороший повод собраться вместе и сделать что-то своими руками.

Расскажу, что нужно, чтобы склеить свою первую модель, сколько на это уходит денег и времени.

Расходы на сборку одной модели — 8625 Р

Инструменты 1880 Р
Набор для сборки 1623 Р
Краска аэрозольная, 3 цвета 1545 Р
Шлифовально-полировочная паста, 3 вида 1342 Р
Грунтовка 716 Р
Краска «под кисточку», 4 цвета 608 Р
Лак 515 Р
Специальный клей 212 Р
Комплект наждачной бумаги 184 Р

Инструменты1880 РНабор для сборки1623 РКраска аэрозольная, 3 цвета1545 РШлифовально-полировочная паста, 3 вида1342 РГрунтовка716 РКраска «под кисточку», 4 цвета608 РЛак515 РСпециальный клей212 РКомплект наждачной бумаги184 Р

У нас получился вот такой Ниссан Скайлайн GT-R. Мы собирали его в будни по вечерам и в выходные, на все ушла неделя
А это другие представители нашего пластикового автопарка

Что такое моделизм

Моделизм — это сборка уменьшенных моделей или макетов, которые воспроизводят внешний вид реально существующей техники. Бывают модели, которые могут двигаться: сами или на дистанционном управлении. Но чаще всего они статичные, их главная задача — повторять оригинал до мельчайших деталей, поэтому такой моделизм еще называют стендовым.

Модель представляет собой максимально точную копию настоящего автомобиля, корабля, танка или другой техники: у корабля могут быть детально проработаны палубы, мачты и паруса, а у автомобиля — двигатель и салон. Чаще всего такие макеты не занимают много места: обычный размер модели автомобиля — 1:24, то есть она в 24 раза меньше реальной машины.

Собственноручно собранная модель — это не только часть коллекции или предмет интерьера, но и отдельная история. Поэтому часто моделисты стремятся сделать не просто какой-то самолет или танк, а конкретный исторический экземпляр со всеми его особенностями: характерной расцветкой, знаками отличия и даже загрязнениями и повреждениями на корпусе.

Иногда дело не ограничивается одной моделью: вокруг нее воссоздают целую сцену из боевой жизни. Например, моделисты берут фотохронику военных лет и по ней воспроизводят танковый бой в среднерусской степи: помимо техники и солдат, они делают дома, деревья, траву, фонарные столбы, рельсы и прочее. Такие композиции называют диорамами.

Моделисты увлекаются разными направлениями и видами техники: одни воссоздают танки времен Великой Отечественной войны, другие собирают эсминцы и линкоры времен Цусимского сражения, третьи клеят уменьшенную копию «Звездного разрушителя» из вселенной «Звездных войн». Нам с другом больше всего нравится собирать японские автомобили. Мы из Сибири, в нашем детстве и юности по улицам ездили в основном праворульные японки: они были самыми надежными и качественными автомобилями. Поэтому тема восточного автопрома нам очень близка.

Мы начали заниматься моделизмом, потому что хотели делать что-то своими руками и получать осязаемый результат от наших трудов. Сборка моделей идеально для этого подходит: она требует много ручной работы, в которой нужна точность и аккуратность. В процессе сборки ты постоянно изучаешь что-то новое и расширяешь свои технические познания, а в итоге получаешь красивую модель, которая радует глаз и которой можно похвастаться перед друзьями.

Модели практически полностью копируют реальные автомобили. В них есть двигатель, коробка передач, подвеска, стабилизатор поперечной устойчивости и выхлопная система. В процессе сборки я стала лучше понимать, как устроен автомобиль
Иногда и нас тянет на военную тематику. Эту модель российской самоходной реактивной системы залпового огня «Град» мы собирали 20 дней. Набор для сборки стоил 1300 Р, еще столько же мы потратили на клей и краски

Где покупают модели

В большинстве случаев люди собирают модели из готового набора. Основной компонент таких наборов — литники: это формы, на которые крепят отдельные детали, отлитые из пластика. Еще в коробке есть подробная инструкция по сборке и покраске. В ней описаны все основные этапы и показана схема соединения отдельных частей.

В наборах японских производителей есть инструкция на английском и японском языках. Но даже если вы ими не владеете, у вас не возникнет проблем со сборкой модели: на картинках все достаточно понятно изображено, как на инструкциях к мебели из «Икеи».

Так выглядит набор с моделью машины. Крупные детали отлиты отдельно, а мелкие находятся на литниках, поэтому их нужно аккуратно оттуда вырезать
Так выглядит инструкция по сборке. Еще в ней есть краткая история создания и производства конкретной модели автомобиля, а также его основные технические характеристики

Цены на наборы для сборки отличаются в десятки раз и составляют от 800 Р до 40 000 Р. Все зависит от сложности модели и фирмы-производителя. На сложность может влиять множество факторов: качество пластика, количество деталей, насколько подробно воссозданы шасси, салон и кузов автомобиля, есть ли у него обвесы и спойлеры, какое количество цветов нужно использовать при покраске.

Основные производители сборных моделей легковых автомобилей — это японские фирмы Tamiya, Aoshima, Hasegawa и Fujimi. Еще есть итальянская компания Italeri и немецкая Revell. Обычно каждая из них специализируется на конкретной тематике: вряд ли нужная вам модель машины будет сразу у всех производителей.

Например, Tamiya выпускает качественные и недорогие наборы, у нее большой ассортимент спортивных машин, мотоциклов и разнообразной военной техники: танков, бронетранспортеров. Aoshima предлагает много моделей обычных автомобилей преимущественно японского производства, при этом у нее цены выше, чем у Tamiya, но качество моделей немного ниже. Hasegawa и Fujimi — это середнячки с неплохим качеством, но небольшим ассортиментом. У Italeri и Revell хорошее качество и много моделей европейских и американских грузовиков, а также американской классики вроде Доджа и Форда.

По моим наблюдениям, наборы Tamiya самые удобные в сборке: у них качественное литье, а детали отлично стыкуются. Моделисты шутят, что, если потрясти коробку, модели этой фирмы соберутся сами собой.

Новичкам лучше выбирать недорогие модели с небольшим количеством деталей, чтобы попробовать свои силы, освоить базовые навыки сборки и покраски и в целом понять, интересно ли им такое занятие. Если тоже захотите собирать автомобили, то в первый раз советую выбрать модель с несложной геометрией, без обвеса и дополнительных внешних деталей. В этом случае кузов будет легко красить и полировать. Из производителей лучше выбрать Tamiya или Aoshima: их наборы имеют качественное литье пластика — элементы будут хорошо стыковаться и для сборки потребуется меньше сил и времени.

Наборы продают в магазинах с товарами для творчества, а также в отделах с детскими игрушками. Обычно выбор там не очень богатый. Гораздо больше вариантов представлено в специализированных онлайн-магазинах: «Я — моделист», Arma-models, ScaleCar и JDM Hobby. У последнего во «Вконтакте» есть целое сообщество моделистов: там можно посмотреть модели других людей, задать вопрос по сборке и покраске, показать результат своих трудов и получить советы или критику.

Набор может быть недорогим, но это не значит, что он плохой. В первую очередь нужно обращать внимание на производителя и отзывы тех, кто уже собрал эту модель. Источник: Arma-models
Когда собираете модель, не обязательно точно следовать инструкции. Например, на этой Тойоте Чайзер мы сами сделали решетку радиатора и воздухозаборник в бампере из нейлоновой сетки. А фары изготовили из самоклеящейся фольги вместо простой покраски в серебряный цвет. Получилось интереснее, чем вариант из коробки
В процессе сборки все детали нужно красить отдельно: если сразу собрать модель, покрасить салон уже не получится

Какие инструменты потребуются

В наборе обычно лежат только пластиковые детали — инструменты, клей и краски, как правило, нужно покупать отдельно. Минимальный комплект, который должен быть у любого начинающего моделиста, включает в себя следующие пункты:

  1. Специальный модельный нож — нужен для зачистки швов и деталей. Вместо него может подойти обычный канцелярский нож для резки бумаги.
  2. Кусачки-бокорезы — пригодятся, чтобы отделять детали от литников.
  3. Пинцет — им удобно соединять или прокрашивать мелкие детали, которые из-за размера сложно держать в руке.
  4. Пилка — она нужна, чтобы зачищать места контактов деталей и литников, а также убирать крупные дефекты.
  5. Наждачная бумага — ее используют для более тонкой обработки деталей и шлифовки краски и лака.

Наборов с инструментами для моделистов в интернете множество. Мы заказали свой за 1880 Р. Но еще можно поискать их в обычных магазинах, где продают товары для рукоделия или хобби.

Отдельно мы купили комплект наждачной бумаги — шкурки, он обошелся нам еще в 184 Р. Наждачная бумага — это аналог пилки, но так как зернистость у нее бывает разная, с ее помощью моделисты могут выполнять более тонкую работу. Например, шкурку с маркировкой 2000 используют для шлифовки и устранения мелких недочетов, а наждачная бумага с обозначением от 400 до 800 подойдет для выравнивания более крупных неровностей.

С мелкими деталями вроде зеркал заднего вида получится работать только пинцетом
Чтобы собрать все детали двигателя и салона, лучше тоже использовать пинцет

</td>

С мелкими деталями вроде зеркал заднего вида получится работать только пинцетом
Чтобы собрать все детали двигателя и салона, лучше тоже использовать пинцет

Клей понадобится для соединения деталей. Подойдет и обычный «Момент» или суперклей из хозяйственного магазина, но лучше не рисковать и выбрать специальный для моделизма. «Момент» слишком тягучий и для качественного соединения требует сильного прижимания деталей друг к другу, что не всегда возможно при сборке множества мелких и хрупких элементов. А суперклей слишком сильно разъедает пластик и схватывается мгновенно, поэтому не остается времени на исправление ошибок, если детали соединены неровно.

Клей для моделизма немного размягчает пластиковые детали в местах нанесения и заставляет их сплавляться друг с другом. При этом он не схватывается слишком быстро, поэтому всегда есть время подправить положение деталей.

Для сборки одной модели можно использовать несколько видов клея: универсальный для основных элементов и сверхтекучий для соединения сложных и мелких деталей. Сверхтекучий клей умеет проникать в стык между сложенными деталями, быстро застывает и не оставляет заметных следов.

Стоимость клея зависит от производителя: клей российских компаний «Звезда» и ZIPMaket стоит от 40 Р за 15 мл. Такого объема хватает на склейку 5—7 моделей. Клей немецкой компании Revell или японской Tamiya обойдется уже в 200—400 Р. Мы пользуемся клеем Tamiya, потому что нам нравится, что он быстро схватывается и хорошо скрепляет детали. Покупаем его в интернет-магазине «Я — моделист» по 212 Р за 40 мл.

Допоборудование. Когда моделисты становятся более опытными, они докупают и другие полезные инструменты, чтобы делать работу на высоком уровне: у нас это зажимы, скрайбер и малярный скотч. С помощью зажимов можно зафиксировать детали при склейке в нескольких точках контакта одновременно. Скрайбер нужен для «расшивки» дверей, капота и бампера — их как бы вырезают на корпусе. Если этого не сделать, то после покраски модель будет выглядеть как сплошной глянцевый шарик. Малярный скотч используют для создания масок при покраске модели в разные цвета.

Зажимы стоят от 45 Р за штуку, скрайберы — от 100 Р, скотч — от 48 Р. Все эти инструменты можно купить в тех же специализированных магазинах, где продают модели.

Приклеили и закрепили обвес. Зажимы помогают ровно зафиксировать склеиваемые детали, но можно обойтись и без них
Клей для моделизма производителя Revell на «Беру-ру»

Аэрограф. Так называют специальный аппарат, который распыляет краску тонким слоем. Это намного удобнее, чем работать обычной кисточкой: она наносит достаточно большой слой краски, равномерно разнести его по корпусу без разводов практически невозможно. В итоге модель будет выглядеть неаккуратно.

Опытные моделисты стараются поскорее обзавестись собственным аэрографом. С ним намного удобнее: можно настроить распыление краски под нужным давлением, выбрать подходящий факел распыления, подобрать оттенок краски, меняя ее концентрацию или смешивая цвета. Но главное — аэрограф позволяет нанести краску равномерным тонким слоем, что уменьшает ее расход.

Аэрограф стоит от 800 Р до 22 000 Р. К нему понадобятся компрессор, шланг, фильтр и сопла разного диаметра: на них придется потратить еще от 1800 Р до 11 000 Р. Чтобы аэрограф не засорился и не стал подмешивать другие оттенки краски, после каждого использования его нужно чистить специальной жидкостью: она стоит от 500 Р за флакон. А еще краску для аэрографа необходимо разбавлять растворителем: он обойдется в 150 Р за 10 мл.

Мы еще не обзавелись собственным аэрографом: дешевый китайский покупать не хочется, а приобрести хороший японский пока не решаемся.

Набор для начинающих моделистов. Он включает в себя китайский аэрограф Jas, компрессор и шланг. Источник: aeroguns.ru
Это профессиональный набор с аэрографом от японской компании Iwata. Тут есть мощный компрессор, набор инструментов для вырезания трафаретов, обработки поверхностей, резки по дереву и пластику, инструменты для очистки и разборки аэрографа. Источник: aeroguns.ru

Краски. Для покраски моделей чаще всего покупают акриловые краски: глянцевые или матовые. Ими просто и безопасно пользоваться, они хорошо ложатся и быстро сохнут. Эмалевые краски менее удобны в использовании: их необходимо разбавлять уайт-спиритом, они медленно сохнут и сильно пахнут.

Но у эмалевой краски есть и свой плюс: пока она не высохла окончательно, можно исправить огрехи с помощью растворителя. Такие краски выбирают моделисты, для которых важна передача оттенка точно в соответствии с цветами военной техники.

В инструкции по сборке модели, как правило, прописаны рекомендуемые номера красок от конкретных производителей, но следовать этим указаниям необязательно. Акриловые и эмалевые краски для моделирования стоят примерно одинаково: от 70 Р за баночку объемом 10 мл, купить их можно в специализированных магазинах для моделистов. Расход зависит от способа нанесения: если красить кисточкой, что я не советую, то баночки хватит на одну модель; аэрограф наносит краску более равномерно, поэтому с ним такого же объема хватит на 2—3 модели.

Еще есть аэрозольные краски в баллончиках, мы приобрели именно такие. Они позволяют не использовать аэрограф, но достичь похожего эффекта. Аэрозольные краски стоят от 500 Р до 1700 Р за 100 мл. Но у них очень большой расход: баллончика хватит на покраску 1—2 моделей.

Мы покупаем аэрозольную краску японской фирмы Tamiya для покраски кузова, днища и салона по цене 515 Р за баллончик. Мелкие детали вроде фар, поворотников и тормозных дисков красим кисточкой, для этого берем акриловые краски той же фирмы по 152 Р за баночку.

Лак. После высыхания краски модель покрывают лаком. Он защищает ее от пыли, грязи и выгорания краски на солнце, а еще придает глянец и позволяет отполировать модель до блеска. Лак для нанесения при помощи аэрографа стоит от 110 Р за 10 мл, расход зависит от того, каким количеством слоев лака вы покрываете модель: обычно одной баночки хватает на 2—4 экземпляра.

Набор наших красок. Большие — это аэрозольные, а маленькие — «под кисточку»
Пример палитры акриловых красок от компании Tamiya. Можно выбрать любой цвет из огромного диапазона: от обычного Flat Black до Titanium Gold. Источник: 3hobby.ru
За по-настоящему качественно собранную модель знатоки и коллекционеры могут хорошо заплатить. Источник: «Ярмарка мастеров»

На тех же сайтах опытные моделисты предлагают собрать сложные модели на заказ для частных коллекционеров. Некоторые сотрудничают со специализированными студиями: например, D63 создает нестандартные модели на заказ. Танки, представленные на их сайте, стоят от 11 200 Р.

Если вы основательно набьете руку в моделизме, это может стать началом нового карьерного пути.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий