Гомологи и аналоги-это. если можно приведите пример

Гомологи – это вещества близкие по строению и свойствам, которые отличаются на одну или несколько групп – СН2.

Каждый класс органических соединений имеет свою общую формулу и для каждого класса органических соединений можно составить их гомологический ряд.

Например, алканыимеют общую формулу CnH2n+2, где n – число атомов углерода, причём каждый член гомологического ряда будет отличаться от предыдущего на группу – СН2. Такая последовательность соединений называется гомологическим рядом (от греческого homolog – «сходный»), отдельные члены этого ряда называются гомологами, а группа атомов, на которую отличаются соседние гомологи (группа – СН2) – гомологической разностью.

Гомологический ряд легко построить, для этого нужно к каждому последующему представителю добавить один атом углерода и 2 атома водорода, то есть группу – СН2. Так, первым представителем алканов является метан – СН4 содержит один атом углерода (Н – СН2 – Н). Второй член гомологического ряда, у которого 2 атома углерода – этан – С2Н6 (Н – СН2 – СН2 – Н). Третий член гомологического – С3Н8,  у него 3 атома углерода и он отличается от предыдущего на группу – СН2 (Н – СН2 – СН2 – СН2 – Н). Четвёртый представитель гомологического ряда алканов также отличается от предыдущего на группу – СН2, у него уже четыре атома углерода (Н – СН2 – СН2 – СН2 – СН2 – Н).

image001.jpg

Понятно, что гомологи отличаются молярной массой, а значит физическими свойствами. Как правило, с увеличение числа атомов углерода в молекуле увеличиваются температуры кипения и плавления, увеличивается плотность.

Для алкенов характерна общая формула СnH2n. Первый член гомологического ряда имеет формулу С2Н4 и называется этен, второй представитель алкенов – пропен – С3Н6, третий – бутен-1,четвёртый – пентен-1. И так далее, то есть в данном гомологическом ряду также каждый последующий член гомологического ряда отличается от предыдущего на группу – СН2.

image002.jpg

Для алкинов также можно составить гомологический ряд. Общая формула алкинов – СnH2n-2, поэтому первым представителем этого ряда будет этин, али ацетилен – С2Н2, вторым членом ряда является пропин – С3Н4, третим – бутин-1 – С4Н6, четвёртым – пентин-1 – С5Н8.

image003.jpg

Общая формула спиртовСnH2n+1OH. Первым членом гомологического ряда спиртов является метанол – СН3ОН, или метиловый спирт, затем С2Н5ОН – этанол, или этиловый спирт, третьим представителем ряда спиртов является пропанол-1, или пропиловый спирт – С3Н7ОН, четвёртым – бутанол-1, или бутиловый спирт – С4Н9ОН, пятым – пентанол-1, или амиловый спирт – С5Н11ОН. Таким образом, в этом гомологическом ряду каждый последующий представитель отличается от предыдущего на группу -СН2.

image004.jpg

Составим гомологический ряд альдегидов. Учитывая, что общая формула альдегидов СnH2n+1CHO, то первым представителем данного гомологического ряда будет метаналь, или муравьиный альдегид – НСОН, вторым членом ряда – этаналь, или уксусный альдегид – СН3СНО, третьим – пропаналь, или пропионовый альдегид – СН3СН2СНО, четвёртым – бутаналь, или масляный альдегид – СН3СН2СН2СНО и так далее.

image005.jpg

Аналогично и для карбоновых кислот. Так, общая формула насыщенных одноосновных карбоновых кислотCnH2n+1COOH. Поэтому первым представителем данного гомологического ряда является метановая кислота, или муравьиная – НСООН, вторым – этановая кислота, или уксусная – СН3СООН, третьим – пропановая, или пропионовая кислота – СН3СН2СООН, четвёртым – бутановая, или масляная кислота – СН3СН2СН2СООН, пятым – пентановая, или валериановая кислота – СН3СН2СН2СН2СООН.

Таким образом, для каждого класса органических соединений можно составить гомологический ряд, учитывая общую формулу данного класса. Каждый последующий член гомологического ряда отличается от предыдущего на группу – СН2, которую называют гомологической разность. А сами вещества этого ряда называются гомологами. Как правило, с увеличением числа атомов углерода в гомологическом ряду увеличиваются температуры плавления и кипения, увеличивается плотность.

Органические вещества разных классов тесно взаимосвязаны.

Соединения, содержащие одинаковые функциональные свойства, проявляют схожие химические и физические свойства.

Вещества, которые содержат одинаковые функциональные группы, имеют сходное строение, но отличаются друг от друга на одну или несколько групп –СH2–, образуют гомологический ряд.
Гомологи – это вещества, которые входят в один и тот же гомологический ряд.

Группу  –СH2– называют гомологической разностью.

Например, 2-метилбутан и 2-метилпентан являются гомологами:
  • Главнаябиология

10-11 класс Хороший вопросЖалобаОтветитьRockfeller354406 апр. 2014 г., 2:52:12 (7 лет назад)Хороший ответЖалобаОтветитьTasya200306 апр. 2014 г., 3:26:31 (7 лет назад)

В биологии есть понятия органов-аналогов, схожих по принципу выполняемых функций (например, крылья насекомых и птиц), и органов-гомологов, имеющих общее происхождение, но зачастую выполняющих совершенно различный функции (крыло птицы и рука человека).

Хороший ответЖалобаОтветитьОтветить

Другие вопросы из категории

у человека ген полидактилии( многопалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии.

Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребенка

10-11 класс ответов 1В участке молекулы 5′ АТГ ТТГ ЦАЦ ТЦА ГГА ААА ТАА 3′ произошла замена 4-го нуклеотида Т на Ц.Дайте характеристику этой мутации.Как изменится структура б

елка?

10-11 класс ответов 11. Во время аномального митоза в культуре ткани человека одна из коротких хромосом (№21) не разделилась, а целиком ушла в одну из дочерних клеток.

Какие наборы хромосом будет нести каждая из дочерних клеток?

2. В соматической клетке растения 16 хромосом. Одна из клеток вошла в митоз, но на стадии анафазы веретено деления было разрушено колхицином. Клетка выжила, закончила митоз. Определите количество хромосом и ДНК в этой клетке на всех стадиях следующего клеточного цикла?

3. В процессе мейоза одна из гомологичных хромосом человека не поделилась (нерасхождение). Сколько хромосом содержит каждая клетка, образовавшаяся в результате такого мейоза?

4. В клетке животного диплоидный набор хромосом равен 46. Определите количество молекул ДНК перед мейозом, после первого и после второго деления?

5. Клетка гонады перед мейозом имеет генотип ааВвСС. Напишите генотипы клеток: а) для всех стадий сперматогенеза; б) для всех стадий овогенеза.

6. Сколько яйцеклеток могут дать 500 овоцитов I порядка? 500 овоцитов II порядка? Ответ поясните схемой овогенеза.

10-11 класс ответов 1Ответьте 1-2-мя фразами на каждый вопрос и выполните задания 1.Чем отличаются друг от друга: а) ДНК и РНК; б) информационная РНК и

транспортная РНК; в) большая и малая субъединицы рибосомы?

2.Как попадают в ядро: а) РНК-полимеразы; б) молекулы иРНК; в) молекулы ДНК

3.Напишите как можно более полный список молекул, выходящих из ядра через ядерные поры?

4.Напишите как можно более полный список молекул, входящих в ядро через ядерные поры?

5.Какие реакции должны происходить на 3’-конце информационной РНК

при образовании «поли-А»? Нарисуйте одну из таких реакций в виде графической формулы?

6.Какую реакцию производит в клетке белок фактор терминации трансляции? Нарисуйте её в виде графической формулы

7.Какую реакцию производит в клетке ДНК-лигаза? Нарисуйте её в виде графической формулы

8.Какие реакции производят в клетке белки аминоацил-тРНК-синтетазы?

Нарисуйте одну из таких реакций в виде графической формулы.

9.Зачем в иРНК «поли-А»?

10.Зачем в ядре «белки сопровождения»? Что мешает рибосомальным

белкам просто входить в ядро через ядерные поры и объединяться с

рибосомальными РНК, формируя большие и малые субъединицы рибосом?

11.Зачем могут быть нужны в клетке белки-регуляторы транскрипции

(репрессоры и активаторы)?

12.Молекулы любых клеточных полимеров, в том числе белков, рано или

поздно «портятся», т.е. в них рвутся одна или несколько химических

связей, Как Вы думаете, что должно происходить с такими

«испорченными» белками в цитозоле (то есть не внутри вакуолей)?

10-11 класс ответов 1газообмін в органах дихання відбувається у……. 10-11 класс ответов 1

Читайте также

1) Приведите примеры генных, хромосомных и геномных мутаций у животных и растений.

2) Приведите примеры признаков характеризующихся широкой и узкой нормой реакции.Объясните, как они влияют на приспособление организмов к среде обитания.

10-11 класс ответов 1Помогите пожалуйста с полным решением !!!и если можно еще и таблицу .ООООООчень нужно!!!

У человека доминирует способность владеть правой рукой лучше чем левой, а карий цвет глаз доминирует над голубым . В брак вступили кареглазый мужчина правша, и голубоглазая женщина правша. Мать мужчины голубоглазая левша и отец женщины левша. Какова вероятность рождения левши? кареглазого левши? И голубоглазого правши? Помогите пожалуйста с полным решением !!!и если можно таблицей .

10-11 класс ответов 1СРОЧННО… 1 вопрос Чем отличается Географическая изоляция от экологической?Приведите примеры. 2вопрос Из

предложенного списка выделите

1-гамологические органы

2-аналогические органы

а)хвостовой плавник акулы б)хвостовой плавник дельфина в)лапа собаки г)рука человека

3вопрос

Приведите примеры: дегенирации у расстений.2-3 примера.

10-11 класс ответов 11) Чем отличаются биологическая и географическая изоляция? Приведите примеры. 10-11 класс ответов 1лабораторная работа по биологии за 11 класс «Приспособление организмов к среде обитания» Если можно на примере двух видов* 10-11 класс ответов 1 Вы находитесь на странице вопроса «Гомологи и аналоги-это. если можно приведите пример«, категории «биология«. Данный вопрос относится к разделу «10-11» классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории «биология«. Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

В ходе эволюции органы животных и растений видоизменяются. Организмы приспосабливаются к условиям окружающей среды. Если два или несколько видов организмов обитают в сходной среде, то у таких видов могут возникнуть органы, сходные как по внешнему виду, так и по внутреннему строению. Такие структуры называются аналогичными органами.

Отличия от гомологичных образований

Гомологичные органы имеют общее происхождение. Какие органы называются аналогичными? Аналогичные структуры, напротив, происходят из совершенно разных частей организмов животных или растений. То есть, их зародышевые источники различны. Однако такие органы – результат приспособления к сходным условиям среды. Это отличает аналогичные органы от гомологичных, которые являются результатом приспособления к различным условиям. Внешне они иногда сильно отличаются у видов организмов.

Функции аналогичных органов всегда одинаковы. Виды, которые имеют такие сходные по функционированию органы, всегда не родственны друг другу.

Типы органов, сходных по внешнему виду и функционированию

Аналогичные органы у животных и растений ученые делят на два типа:

  1. Конвергентные.
  2. Конфлюэнтные.

Конвергентные органы менее похожи друг на друга, чем конфлюэнтные. Они не имеют сходства узкоспециальных черт. Конфлюэнцию можно обнаружить, только тщательно исследовав происхождение животных. Если происхождение различно, а органы имеют сходство на гистологическом уровне, то такие образования являются конфлюэнтными.

Пример конфлюэнтного сходства

Трахеи насекомых и трахеи паукообразных — эти образования одинаковы на тканевом уровне. Так сформировал структуры, служащие для дыхания, эволюционный процесс.

Пример конвергенции в эволюции

Крылья птиц и крылья бабочек. Такие образования различны на уровне тканей. Однако эти аналогичные органы имеют одинаковую функцию: служат для обеспечения возможности полета. Именно поэтому они выглядят несколько сходно: широкая и плоская поверхность необходима для удержания тела в воздушном пространстве.

Другие примеры аналогичных органов

  1. Крылья птиц и крылья летавших в доисторическое время динозавров. Ученые выяснили, что современные птицы произошли от протоависа, а не от ящера–археоптерикса, как думали раньше. То есть, крылатые ящеры парят на крыльях, которые аналогичны крыльям птиц, но никак не гомологичны.
  2. Крылья птиц и крылья рукокрылых. Имеют разное происхождение. Летучие мыши тоже способны, как птицы, махать крыльями, а не только парить. Однако на гистологическом уровне строение органов, служащих для полета, чрезвычайно различно.
  3. Жабры рыб и жабры ракообразных. Оба таксона имеют органы, необходимые для дыхания в водной среде. Эти органы похожи тем, что усваивают кислород и потому имеют большую площадь поверхности. Для этого жабры образуют тонкие выросты. Органы дыхания рыб и ракообразных — пример аналогичных органов.
  4. Глаза позвоночных животных и насекомых. Органы зрения идентичны по функционированию. Строение тоже очень сходно: у простых глаз насекомых тоже имеется хрусталик, пигментные и светочувствительные клетки. Однако происхождение органов зрения насекомых не связано с происхождением глаз позвоночных животных. Сложные глаза насекомых — вершина эволюции органов зрения.

Примеры в царстве растений

  1. Колючки барбариса и боярышника. Острые образования барбариса – это видоизмененные листья. Колючки боярышника развиваются из побегов. Таким образом, острые выросты разных растений могут иметь различное происхождение, а, следовательно, быть аналогичными органами.
  2. Колючки кактуса – это видоизмененные листья, они только уменьшают площадь поверхности с устьицами, но и служат защитой от крупных травоядных животных. Шипы розы – это выросты кожицы, как и колючие образования шиповника – видоизмененные наросты коры. Шипы тоже защищают растения от животных.
  3. Корни аналогичны ризоидам. Оба вида органов служат для поглощения воды и питательных веществ из почвы. Однако корни – это сложно устроенный орган, тогда как ризоиды – это всего лишь выросты стебля. Ризоиды имеют мхи, лишайники, некоторые виды водорослей. Эти образования с первого взгляда не возможно отличить от настоящих корней.
  4. Семена аналогичны спорам. Оба образования служат для размножения и расселения растений. Семена устроены гораздо сложнее, имеют большой запас питательных веществ. Споры – легкие образования, разносятся ветром на значительные расстояния.
  5. Клубни растений могут происходить из стеблей либо из корней. Различие в происхождении говорит о наличии аналогии образований. Клубни стеблей и корней внешне очень похожи. Выполняют они одинаковую функцию: служат местом запаса питательных веществ.

Таким образом, аналогичные органы – это структуры организмов, сходные внешне и по внутреннему строению, а также выполняющие одинаковые функции. Однако такие структуры не происходят от общего первоначального образования.

Похожие статьи

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий