Методика «Простые аналогии»: описание, применение, интерпретация

Определение школьной тревожности. Методики на исследование памяти. Тесты мышления. Вербальные методики. Детские проективные методики. Опросники межличностных отношений ребёнка. Данная анкета предназначена для разного рода случаев психологической практики, в которой требуется определить особенности взаимоотношений детей или подростков в диаде. Анкета направлена на выявление мотивации дружбы с конкретным человеком. Данная анкета предваряет психологическую консультацию родителей. Анкета предназначена для сбора сведений о неуспевающем ребенке со стороны работников образовательного учреждения. Дислалия. Дизартрия. Ринолалия. Методика предназначена для исследования работоспособности у дошкольников. Данная методика применяется в целях знакомства с ребенком (младшим школьником), его главными проблемами. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире. Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика состоит из 30 заданий на установление логических связей между словами по заданному образцу. Она предназначена для оценки особенностей вербального (понятийного) мышления. Другой вариант «Аналогий». В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по признакам: скорость процессов воображения, необычность, оригинальность образов, богатство фантазии, глубина и проработанность (детализированность) образов. Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. Методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры. В шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов. В этой методике в качестве стимульного материала ребенку предлагается пять наборов слов по десять слов в каждом. Методика предназначена для оценки уровня развития вербального интеллекта у детей 6 – 8 лет. В задачу ребенка входит закончить начатое психологом предложение. Все предложения построены таким образом, что их можно закончить лишь определенным словом. С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки. Методика предназначена для оценки концентрации внимания у детей. Используется в батарее с другими тестами на внимание. Шкала для оценки уровня развития операции обобщения. Методика позволяет выявить уровень процессов обобщения и отвлечения. Оценка уровня зрительного восприятия. Эта методика предназначается для психодиагностики мыш­ления детей в возрасте от 3 до 4 лет. Эта методика предназначена для диагностики уровня разви­тия наглядно-действенного мышления. Представляемая далее методика определяет запас слов, ко­торые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе. Методика предназначена для оценки словарного запаса ребенка и беглости мышления. При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Этот вариант методики предназначается для детей, поступающих в школу. Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы (например, такая, которая изображена ниже). Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке. Оценивается объём зрительной памяти. Уровень развития понятийного мышления. Задача этой методики — определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению. … Методика предназначена для оценки долговременной памяти ребенка. Проводится индивидуально. Ребенок получает задание за 5 мин придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на вопросы экспериментатора. В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изобра­жен лабиринт, вход в кото­рый указан стрелкой, рас­положенной слева вверху, а выход — стрелкой, распо­лагающейся справа вверху. Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Методика предназначена для оценки уровня развития когнитивного представления у ребенка. Применяется индивидуально. Цель данной методики — оценка образно-логического мышления ребенка. Оценивается фантазия ребёнка. Данная методика относится к классическим, использующимся для усвоения процессов анализа и синтеза. Может быть применена для изучения мышления школьников любого возраста. Цель: исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков. Материал: несколько пар слов для сравнения, отпечатанных на листе бумаги. Эта методика — на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения. Оценивается уровень развития восприятия. Методика предназначена для оценки готовности к обучению. Ребенку предлагается серия рисунков, на каждой из которых не хватает какой-то существенной детали. Цель этой методики, основанной на прогрессивных матрицах Равена, — определить, насколько ребенок в со­стоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти об­разы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исс­ледовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. Методика предназначена для примерной оценки уровня развития у ребенка технического мышления. Проводится индивидуально, используется в батарее с другими тестами. Общая тревожность в школе. Переживание социального стресса. Фрустрация потребности в достижение успеха. Страх самовыражения. Страх ситуации проверки знаний. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. Проблемы и страхи в отношениях с учителями. Программа содержит четыре методики, направленные на выявление психосоциальной зрелости, уровня развития аналитического мышления и речи, а также школьно-необходимых функций в форме способности к произвольному поведению. Произвольность внимания. Активность мышления. Данная методика применяется как для предварительного знакомства с ребенком, так и с целью выяснить степень выраженности познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере. Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.

Диагностика мышления младших школьников.

1. Методика «Простые аналогии»

Цель: исследование логичности и гибкости мышления. Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.

Порядок исследования.

Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.

О высоком уровне логики мышления свидетельствуют 8-10 правильных ответов,

о хорошем 6-7 ответов,

о достаточном — 4-5,

о низком — менее чем 5.

2. Методика «Исключение лишнего»

Цель: изучение способности к обобщению .

Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:

Порядок исследования.

Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Обработка и анализ результатов.

Ключ к оценке результатов.

Высокий уровень — 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями;

хороший — 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним;

средний — 7-12 рядов с одним родовым понятием;

низкий — 1-6 рядов с одним родовым понятием.

3 . Методика «Изучение скорости мышления»

Цель: определение скорости мышления.

Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер.

д-р-во

п-и-а

п-сь-о

з-м-к

к-м-нь

ф-н-ш

з-о-ок

п-с-к

х-кк-й

к-ш-а

у-и-ель

ш-ш-а

к-р-ца

п-р-г

ш-о-а

б-р-за

ш-п-а

к-и-а

п-е-д

б-р-б-н

с-л-це

к-нь-и

д-с-а

в-с-а

д-р-в-

Порядок исследования.

В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.

Обработка и анализ результатов:

25-30 слов — высокая скорость мышления;

20-24 слова — хорошая скорость мышления;

15-19 слов — средняя скорость мышления;

10-14 слов — ниже средней;

до 10 слов — инертное мышление.

Этими критериями следует пользоваться при оценке учащихся 2-4-х классов, первоклассников можно исследовать со второго полугодия и начинать отсчет с третьего уровня:

19-16 слов — высокий уровень мышления;

10-15 слов — хороший;

5-9 слов — средний;

до 5 слов — низкий.

4. Методика «Изучение саморегуляции»

Цель: определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности.

(старается основательно проверить и проверяет, ограничивается беглым просмотром, вообще не просматривает работу, а отдает ее экспериментатору сразу по окончании). Исследование проводится индивидуально.

Обработка и анализ результатов .

Определяют уровень сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Это один из компонентов общей способности к учению.

1 уровень. Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе; работает в основном точно, если и допускает отдельные ошибки,то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдавать работу сразу же, а еще раз проверяет написанное, в случае необходимости вносит поправки, делает все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и выглядела аккуратной, красивой.

2 уровень. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет цель до конца занятия; по ходу работы допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и самостоятельно не устраняет их; не устраняет ошибок и в специально отведенное для проверки время в конце занятия, ограничивается беглым просмотром написанного, качество оформления работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него имеется.

3 уровень . Ребенок принимает цель задания частично и не может ее сохранить во всем объеме до конца занятия; поэтому пишет знаки беспорядочно; в процессе работы допускает ошибки не только из-за невнимательности, но и потому, что не запомнил какие-то правила или забыл их; свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия; по окончании работы не проявляет желания улучшить ее качество; к полученному результату вообще равнодушен.

4 уровень. Ребенок принимает очень небольшую часть цели, но почти сразу же теряет ее; пишет знаки в случайном порядке; ошибок не замечает и не исправляет, не использует и время, отведенное для проверки выполнения задания в конце занятия; по окончании сразу же оставляет работу без внимания; к качеству выполненной работы равнодушен.

5 уровень. Ребенок совсем не принимает задание по содержанию, более того, чаще вообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача; в лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать карандашом и бумагой, пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек; о саморегуляции на заключительном этапе занятия говорить даже не приходится.

5. Методика «Нелепицы»

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления , ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Процедура проведения.

Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Оценка результатов

10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Картинка к методике «Нелепицы».

6. Методика «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах»

Определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий в объектах — это операции мышления, оценивая которые мы можем судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов. Данные особенности мышления устанавливаются по правильности ответов ребенка на следующую серию вопросов:

1. Какое из животных больше: лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу

днем и вечером? (Правильный ответ — обедают и ужинают).

3. Днем на улице светло, а ночью? (Правильный ответ — темно).

4. Небо голубое, а трава? (Правильный ответ — зеленая).

5. Черешня, груша, слива и яблоко — это… (Правильное продолжение — ягоды и фрукты).

6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск? (Правильный ответ — города).

8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время). (Правильный ответ — такой, в котором указаны часы и минуты).

9. Молодую корову называют телка. А как называют молодую собаку и молодую овцу? (Правильный ответ — щенок и ягненок).

10. На кого больше похожа собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни, почему ты так считаешь.

11. Для чего нужны автомобилю тормоза? (Правильным считается любой разумный ответ, указывающий на необходимость гасить скорость автомобиля).

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (Правильный ответ указывает на то, что это — инструменты, выполняющие в чем — то похожие функции).

13. Что есть общего между белкой и кошкой? (В правильном ответе должны быть указаны как минимум два объясняющих их признака, например то, что это — животное, умеющее лазать по деревьям, имеющее мягкий шерстяной покров, хвост, четыре ноги).

14. Чем отличаются гвоздь, винт и шуруп друг от друга? (Правильный ответ: гвоздь, как правило, гладкий по поверхности, а винт и шуруп — нарезные; гвоздь забивают молотком, а винт и шуруп вкручивают; шуруп — конический, а винт и гвоздь — круглые).

15. Что такое футбол, прыжки в длину и в высоту, теннис, плавание? (Правильный ответ — это виды спорта, виды физических упражнений).

16. Какие ты знаешь виды транспорта? (В правильном по существу ответе должно быть перечислено, как минимум, два разных вида транспорта).

17. Чем отличается старый человек от молодого? (Правильный ответ должен содержать в себе хотя бы два существенных признака, отличающих старых людей от молодых).

18. Для чего люди занимаются физкультурой и спортом? (Правильные возможные ответы — для поддержания своего здоровья; для того, чтобы быть сильными, стройными и красивыми; для того, чтобы добиваться спортивных успехов, выигрывать соревнования).

19. Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать? (Возможные правильные ответы — потому, что все люди должны работать, иначе нельзя будет жить нормально; потому, что за данного человека вынуждены будут работать другие люди; потому, что в противном случае нельзя будет иметь нужные вещи, продукты питания, жилище и т.п.)

20. Для чего на письмо необходимо наклеивать марку? (Правильный ответ: марка — это знак уплаты отправителем стоимости пересылки почтового отправления).

Обработка результатов

За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребенок получает по 0,5 балла, так что максимальное количество баллов, которое он может получить в этой методике, равно 10.

Описанная методика годится в основном для психодиагностики словесно -логического мышления детей, поступающих в школу . Вместе с оценкой способности делать умозаключения она дает более или менее полную картину, отражающую основные умственные операции, названные вначале.

Если у проводящего исследование нет полной уверенности в том, что ответ ребенка абсолютно правильный, и в то же самое время нельзя определенно сказать, что он неверный, то допускается ставить ребенку промежуточную оценку — 0,25 балла. Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, надо убедиться в том, что ребенок правильно понял сам вопрос.

Например, не все дети могут знать, что такое шлагбаум, не сразу понять смысл 19- го вопроса. Иногда дополнительного разъяснения требует даже слово «работать», потому, что не все дошкольники по- настоящему знают, что это такое.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

7. Исследование рефлексивности мышления

Цель исследования: определить уровень сформированности рефлексивности мышления.

Материал и оборудование: бланк с 15 анаграммами, бумага для записей, протокол исследования, ручка, секундомер.

Процедура исследования.

Это исследование лучше проводить с одним испытуемым. Перед его началом испытуемому дается бланк с анаграммами:

Экспериментатор должен позаботиться о том, чтобы удобно разместить испытуемого за столом, а самому контролировать время решения им каждой анаграммы, фиксируя его в протоколе.

Протокол исследования

Экспериментатор

Испытуемый

№ анаграммы

Самоотчет испытуемого о решении анаграмм:

Инструкция испытуемому:

«Вам будут предложены анаграммы, т.е. слова, полученные путем перестановки входящих в них букв. Восстановите эти слова. Старайтесь работать быстро, время решения каждой анаграммы фиксируется. Решение записывайте на листе бумаги. Начали!»

После окончания опыта экспериментатор спрашивает испытуемого о том, каким образом он решал анаграммы, обнаружил ли при этом последовательности расположения букв и какие именно. Ответ испытуемого фиксируется в протоколе.

Обработка результатов . В ходе обработки результатов необходимо получить: показатель сформированности рефлексии, показатель времени решения задач и ранговый показатель сложности решенных анаграммы.

Чтобы получить показатель сформированности рефлексии за каждую правильно решенную задачу ставится 1 балл и по одному баллу прибавляют за те задачи, которые были решены по обнаруженной испытуемым последовательности перестановки букв анаграммы.

Правильность решения анаграмм можно установить по таблице-ключу. В ней порядок перестановки букв обозначен соответствующей цифрой, означающей номер буквы анаграммы.

Таблица-ключ к решению анаграмм

№/п анаграммы

Порядок перестановки букв

Коэффициент сформированности рефлексии определяют путем деления набранных испытуемым баллов на их максимальное количество, в данном случае оно равно 29.

Показатель времени представляет собой среднее арифметическое время, затраченное на решение анаграмм. А показатель ранга соответствует номеру самой сложной из решенных анаграмм.

Анализ результатов

При анализе результатов исследования в первую очередь важно определить стратегию решения испытуемым задач, выяснить, как содержательно протекал у него мыслительный процесс. Стратегия решения может быть:

    хаотической, неупорядоченной, при которой решение отличается бессистемным поиском и выдвижением значительного количества замыслов, логически не связанных между собой; выдвигаемые при этом гипотезы не подвергаются окончательной проверке;

    формально-алгоритмической, которая отличается последовательным перебором возможных вариантов решения с отдельными возвратами к ранее рассматривавшимся, при этом доминирует репродуктивное движение в содержательном плане и явно недостаточное регулирование – в смысловом;

    свернутой, для которой характерна сокращенность оценочных действий и слитность их с поисковыми, что позволяет довольно быстро находить верное решение.

    </ul>

    Рефлексия мышления позволяет в ходе решения задач выработать наиболее эффективную стратегию и ускорить мыслительную деятельность. В предложенной методике рефлексивность проявляется в изменении стратегии решения в ходе выполнения задания, выявленном при анализе влияния предыдущего решения анаграммы на последующие.

    Стоит обратить внимание на роль мыслительной деятельности в обучении. Высокий уровень развития свойств мышления, входящих в структуру обучаемости, обеспечивает легкость и быстроту анализа и обобщения признаков, существенных для решения проблемы. Этот уровень рефлексивности выполняет функции контроля и оценки человеком собственных мыслительных действий, дает возможность обнаруживать и учитывать свои ошибки, оценивать правильность поисков новых путей решения задачи. В исследовании об этом уровне свидетельствует показатель ранга, если он не ниже 12 – 13.

    Уровень сформированности рефлексивности мышления устанавливают по таблице, в которой буквой «К» обозначен коэффициент сформированности рефлексии.

    На основе данных об уровне сформированности рефлексивности мышления, анализа стратегии решения анаграмм и показателя скорости мыслительных процессов составляют рекомендации испытуемому для улучшения его учебной деятельности, но при этом учитывают индивидуальные особенности темперамента, свойств характера и навыки работы с буквенным материалом.

    8. Методика «Выявление общих понятий»

    Методика предназначена для выявления способности к обобщению, анализу и классификации.

    Обследуемым предлагается бланк с 20-ю рядами слов. В каждом из них набор из 5-ти слов, два из которых более всего с ним связаны. Задача обследуемого — найти в каждом ряду по два слова, наиболее соответствующих обобщающему понятию, и подчеркнуть их. Время на выполнение работы — 3 минуты.

    Оценка выставляется по 9-бальной шкале с помощью следующей таблицы :

    Оценка в баллах

      Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

      Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

      Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

      Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

      Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

      Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

      Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).

      Чтение (глава, книга, печать, картина, слово).

      Газета (правда, приложение, телеграммы, 6умага. редактор).

      Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

      Воина (самолеты, пушки, сражения, ружья, солдаты).

      Книга (рисунки, война, бумаги, любовь, текст).

      Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы.шум, наполнение).

      Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели).

      Лес (лист, яблоня, дерево, охотник, волк).

      Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).

      Больница (помещение, сад, враг, радио, больные).

      Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).

      Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

      </ol>

      Инструкция :«В каждой строчке Вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее — пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два и подчеркните их».

      Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

      9. Тест Липпмана «Логические закономерности»

      Ход опыта. Испытуемым предъявляют письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется.

      Числовые ряды:

      2, 3, 4, 5, 6, 7

      6, 9, 12, 15, 18, 21

      1, 2, 4, 8, 16, 32

      4, 5, 8, 9, 12, 13

      19, 16, 14, 11, 9, 6

      29, 28, 26, 23, 19, 14

      16, 8, 4, 2, 1, 0,5

      1, 4, 9, 16, 25, 36

      21, 18, 16, 15, 12, 10

      3, 6, 8, 16, 18, 36

      Проверить правильность ответов и уровень развития логического мышления по «ключу».

      «Ключи» и интерпретация результатов

      Предъявленные ряды

      Оценка результатов

      Время выполнения задания (мин, с)

      Количество ошибок

      Уровень развития логического мышления

      2 мин и менее

      Очень высокий уровень логического мышления

      Хороший уровень, выше, чем у большинства людей

      Хорошая норма большинства людей

      Средняя норма

      Низкая норма

      Ниже среднего уровня развития логического мышления

      10 мин — 15 мин

      Низкая скорость мышления, «тугодум»

      более 16 мин

      Дефект логического мышления у человека, прошедшего обучение в объеме начальной школы, либо высокое пепеутомление

      Школьное обучение предполагает усвоение большого объема теоретического материала и применение полученных знаний на практике. При этом от ребенка требуется максимум внимания и способность мыслить логически. Безусловно, эти качества формируются и совершенствуются постепенно. Но до начала обучения педагогам необходимо оценить уже имеющийся уровень их развития, чтобы по результатам провести определенную коррекцию. Сегодня одним из самых точных, быстрых и объективных способов диагностики мышления младших школьников является методика «Простые аналогии».

      Об авторе

      В середине прошлого столетия американский психолог Уильям Гордон предложил создание аналогий в качестве способа развития Тест был разработан для взрослых людей. Однако его диагностическая точность настолько понравилась педагогам и психологам, что они решили адаптировать методику для детей. Совместные усилия специалистов нескольких стран значительно упростили тест, внеся в него существенные качественные изменения.

      В настоящее время в российских школах активно применяется методика «Простые аналогии». Автор ее однозначно не назван. Однако отечественные педагоги следуют технике выполнения теста, подробно описанной в учебнике по возрастной психологии для вузов И.Ю. Кулагиной и В.Н. Калюцкого.

      Цель методики

      Диагностика мышления младших школьников имеет несколько ориентаций:

      • Проверить, как быстро и точно ребенок способен установить причинно-следственные связи между объектами.
      • Оценить его критическое восприятие информации и уровень ассоциативных связей.
      • Установить степень врабатываемости ребенка в новый материал.
      • Оценить устойчивость, концентрацию, распределение и

      Немаловажной целью, которую преследует методика «Простые аналогии», является и установка доминирующего типа мышления, или концептуальных связей между объектами, которые ребенок использует при решении задач. Это может быть опора на внешнее сходство или вывод из сути понятия (логическое мышление).

      1358899.jpg

      Описание

      Классически данный тест представлен на отпечатанном бланке с 32 пунктами. Каждая позиция включает два слова, которые имеют определенную логическую связь между собой. Эта пара выступает как образец. Рядом дано еще одно слово, к которому по примеру необходимо подобрать ассоциацию по аналогии. Процесс подбора происходит из вспомогательных слов, приведенных чуть ниже. При этом логическая связь должна быть оправдана самой аналогией, приведенной в образце.

      Например: солнце — панама, дождь — …?

      Из слов «вода», «холод», «лужи», «зонт» прочной логической связью обладает последнее слово. Так как аналогией здесь является «защита». Человек от солнца защищается панамой, от дождя — зонтом.

      Методика «Простые аналогии» для младших школьников может проводиться индивидуально или в группе. При групповом тестировании детей сажают по одному, предупреждая тем самым списывание у соседа.

      В отношении времени также существует два варианта: с ограничением (две-три минуты на вопрос) и без него. Временные рамки педагог может установить только со ссылкой на психические и физиологические особенности ребенка.

      1358903.jpg

      Инструкция

      Методика «Простые аналогии» имеет четкую инструкцию проведения тестирования и предполагает четыре этапа:

      • Подготовка. Сначала педагогу необходимо на доске разместить два сигнальных образца. Задания подобны тем, что в бланках, но не аналогичные. Затем детям раздают бланки с комментарием о подписи каждого (фамилия, имя).
      • Тренировка. Теперь внимание детей переключается на доску и происходит объяснение задания. Сначала дети пробуют провести подбор ассоциации устно.
      • Выполнение теста. После напутствия педагога на внимательное прочтение образца в бланке дети приступают к письменному выполнению. Для уточнения задания можно совместно разобрать первую позицию. Например: «медведь — медвежонок». Педагог должен сделать акцент, что речь идет о животных и их детенышах. Значит, ассоциацией к слову «лошадь» по данной аналогии будет «жеребенок».
      • Подсчет результатов. На этом этапе происходит сбор и проверка бланков. Оцениваются работы в соответствии с рекомендованными критериями теста.

      К важным моментам проведения можно отнести объяснение педагога того, как правильно заполнять бланк. Ставить галочку напротив правильного ответа или подчеркивать его. Это необходимо, чтобы ребенок не путался и не терял времени на решение.

      Если в группе есть медлительный малыш, то педагогу стоит чаще подходить к нему во время выполнения теста, но только для того чтобы приободрить или разъяснить вопрос, а не помогать отвечать правильно.

      1358902.jpg

      Интерпретация

      Значительным преимуществом являются точные, быстрые подсчеты, которые дает методика «Простые аналогии». Интерпретация ее в количественном варианте выглядит так:

      • при 31-32 баллах логическое мышление у ребёнка развито высоко;
      • при 25-30 баллах качество мышления оценивается хорошо, но следует поработать над устойчивостью внимания;
      • при 15-24 баллах логика и внимание ребенка нуждаются в регулярной тренировке;
      • при 5-14 баллах можно говорить о ежедневных занятиях по развитию навыков.

      При низких показателях коррекция внимания и логического мышления обязательна. Такие занятия помогут ребенку в дальнейшем обучении, значительно повысив уровень его развития.

      Сложные аналогии

      Для детей, получивших максимальный балл, может быть проведен тест по сложным аналогиям. Принцип установки связи остается тем же, усложняется лишь система выполнения заданий. Теперь ребенок должен распределить типы аналогий по группам. Подбор ассоциаций не требуется.

      1358900.jpg

      Методика «Простые и сложные аналогии» — это самый эффективный и быстрый способ сегодня проверить и внимания у школьников с целью обеспечения качественного образовательного процесса.

      Шрифт:

      100% +

      2.3. Методика «Заучивание 10 слов»

      Методика оценивает состояние памяти, утомляемости, активности внимания.

      Протокол включает 9 коротких односложных и двусложных слов, не имеющих между собой никакой связи (табл. 5). Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

      Инструкция для детей:

      а) «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь, сколько сможешь, в любом порядке».

      Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.

      б) «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те, которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

      Инструкция для взрослых:

      а) «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».

      б) «Сейчас я прочту вам те же слова, и вы опять должны повторить их, и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».

      Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3–5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5–6-кратного повторения слов экспериментатор говорит испытуемому: «Через час вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

      Таблица 5

      Бланк к методике «Заучивание 10 слов»

      Интерпретация результатов . По полученному протоколу составляется график – «кривая запоминания». По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.

      Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8–9 слов, а затем с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

      2.4. Методика «Воспроизведение рассказа»

      Методика предназначена для определения уровня смысловой памяти, ее объема и особенностей, способности к запоминанию текстов.

      Исследователь зачитывает вслух рассказ, содержащий 12 – 13 смысловых единиц и 3–4 числа. Затем предлагает испытуемому записать основное содержание прочитанного. Для получения более точных данных эксперимент можно повторить, используя другой рассказ.

      Пример рассказа:

      а) «Корабль вошел в бухту (1), несмотря на сильное волнение моря (2). Ночь простояли на якоре (3). Утром подошли к пристани (4). 18 моряков отпустили на берег (5, 6). 10 человек пошли в музей (7, 8). Восемь матросов решили просто погулять по городу (9, 10). К вечеру все собрались вместе (11), зашли в городской парк (12), плотно поужинали (13). В 23 часа все вернулись на корабль (14, 15). Вскоре корабль отправился в другой порт (16)».

      б) «Я выехал верхом на коне (1), рассчитывая прибыть на место к девяти часам (2, 3). К этому времени все двенадцать охотников соберутся в сторожке (4, 5). Погода неожиданно изменилась (6), начался холодный проливной дождь (7). Через четыре часа пути конь начал спотыкаться (8, 9). Вдруг из травы выпорхнуло семь куропаток (10, 11). Не медля ни секунды (12) я выстрелил из своего ружья (13). Конь вздрогнул (14). Подстреленных птиц я подобрал (15). На встречу с друзьями-охотниками я приехал с добычей (16)».

      Оценка в условных баллах проводится по результатам воспроизведения двух текстов. Порядок изложения фрагментов не учитывается.

      Инструкция: «Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они в некоторой логической связи. Прослушайте внимательно рассказ и затем в течение трех минут запишите основное его содержание. Предложения можно сокращать, сохраняя их смысл. Переспрашивать во время работы нельзя».

      Оценка воспроизведения (перевод в баллы количества воспроизведенных единиц текста)

      b00000367.jpg

      2.5. Методика «Простые аналогии»

      Методика позволяет выявить характер логических связей и отношений между понятиями. Применяется для обследования лиц в возрасте от 10 лет и старше.

      Инструкция: «Посмотрите тестовый материал. Здесь написано два слова: сверху – „лошадь“, снизу – „жеребенок“. Какая между ними связь? Жеребенок – детеныш лошади. Справа сверху расположено одно слово „корова“, а снизу – пять слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое так же относится к слову „корова“, как „жеребенок“ к „лошади“, то есть чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет слово „теленок“. В каждом задании нужно вначале установить, как связаны между собой слова в левой части задания, а затем установить такую же логическую связь в правой части и найти единственное правильное слово».

      Бланк к методике «Простые аналогии»

      Интерпретация . Обычно испытуемый усваивает порядок решения задач после 2–3 примеров. О неустойчивости, хрупкости процесса мышления, утомляемости можно судить в том случае, если испытуемый делает случайные ошибки 3–4 раза подряд, выбирая слово по конкретной ассоциации, а потом без напоминания решает правильным способом.

      Подсчитывается количество правильных и ошибочных ответов, анализируется характер установленных связей между понятиями – конкретных, логических, категориальных; фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у испытуемого, преобладании наглядных или логических форм.

      2.6. Методика «Сложные аналогии»

      Методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначается для испытуемых подросткового возраста и взрослых.

      Методика состоит из 20 пар слов – логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача – определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «шифр» – таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е.

      Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «шифр» пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «шифр». Время выполнения задания ограничено тремя минутами.

      Материал: бланк методики.

      Инструкция: «На бланке перед вами 20 пар слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары – 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице „шифр“.

      Вы должны, во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы „шифр“. И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице „шифр“ аналогу. Время выполнения задания – 3 минуты».

      Бланк к методике «Сложные аналогии»

      А. Овца – стадо

      Б. Малина – ягода

      В. Море – океан

      Г. Свет – темнота

      Д. Отравление – смерть

      Е. Враг – неприятель

      Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.

      Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.

      Наибольшее информативное значение имеют рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий «прохлада–мороз» и некоторые другие.

      b00000402.jpg

      2.7. Методика «Выделение существенных признаков»

      Методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.

      Материал: бланк методики с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного перед скобками.

      Тест пригоден для обследования детей и взрослых.

      Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно – ситуационные признаки.

      Инструкция для детей: «Даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках пять слов на выбор. Тебе надо из пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками. Например, слово перед скобками „сад“, а в скобках слова: „растения, садовник, собака, забор, земля“. Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит, следует выбрать именно эти два слова – „земля“ и „растения“.

      Инструкция для взрослых: «В каждой строчке бланка вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками».

      Стимульный материал

      1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)

      2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

      3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)

      4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены)

      5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

      6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

      7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото)

      8. Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово)

      9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор)

      10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила)

      11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)

      12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст)

      14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение)

      15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели)

      16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк)

      17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион)

      18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные)

      19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба)

      20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек)

      Ответы

      b00000435.jpg

      2.8. Методика «Исключение лишнего»

      Методика имеет два варианта. Первый вариант – исследование на предметном, второй – на вербальном материале. Методика позволяет исследовать способности к обобщению и абстрагированию, умение выделять существенные признаки.

      Инструкция и ход выполнения . Испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».

      Стимульный материал для словесного варианта

      1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф

      2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр

      3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки

      4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор

      5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый

      6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель

      7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед

      8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр

      9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр

      10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт

      11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий

      12. Дом, мечта, машина, корова, дерево

      13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно

      14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах

      15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать

      16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие

      17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный

      18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол

      19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение

      20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила

      Оценка уровня развития операции обобщения проводится по табл. 6.

      Таблица 6

      Шкала для оценки уровня развития обобщения

      b00000464.jpg

      Если испытуемый справляется с первыми тремя–четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности.

      Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой както участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.

      2.9. Методика «Понимание переносного смысла пословиц и метафор»

      Методика выявляет способность понимать значение выражений, способность к рассуждению. Обследуемого просят объяснить отвлеченный, переносный смысл часто употребляемых метафор («золотая голова», «золотые руки», «каменное сердце», «заячья душа») и пословиц («Яблоко от яблони недалеко падает», «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь»). Буквальное истолкование пословицы или метафоры свидетельствует о недостаточности процесса обобщения, что характерно для лиц с низким общим развитием. Можно предложить обследуемому выбрать фразы, соответствующие по смыслу пословице.

      Ход выполнения и интерпретация . Испытуемому называют несколько метафор и пословиц и просят объяснить их отвлеченный, переносный смысл.

      Буквальное истолкование фразы либо объяснение при помощи репродукции примеров из собственного опыта свидетельствует о низком уровне общения. Результаты можно оценить с помощью табл. 7.

      Таблица 7

      Оценка результатов

      b00000475.jpg

      Можно использовать данный тест в другом варианте, предложив испытуемому сравнить между собой фразы и найти среди них сходные или противоположные по смыслу. Это позволит продиагностировать уровень сформированности ассоциативных процессов и гибкости мышления.

      Методику можно применять как при исследовании подростков, так и взрослых.

      Варианты предъявляемых пословиц

      1. Куй железо, пока горячо. 2. Не в свои сани не садись. 3. Нет дыма без огня. 4. Не все то золото, что блестит. 5. Лес рубят – щепки летят. 6. Шила в мешке не утаишь. 7. В тихом омуте черти водятся. 8. Любишь кататься – люби и саночки возить. 9. Что посеешь, то и пожнешь. 10. Не все коту масленица. 11. Цыплят по осени считают. 12. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. 13. Не красна изба углами, а красна пирогами. 14. Тише едешь – дальше будешь. 15. Взялся за гуж – не говори, что не дюж. 16. Семь раз отмерь – один раз отрежь. 17. По одежке встречают, по уму провожают. 18. Не по Сеньке шапка. 19. Как аукнется, так и откликнется. 20. Мал золотник, да дорог. 21. Горбатого могила исправит. 22. Один в поле не воин. 23. Кривить душой. 24. Кот наплакал. 25. Глас вопиющего в пустыне. 26. Кишка тонка. 27. Два сапога – пара. 28. Вбить себе в голову. 29. Голова садовая. 30. Язык мой – враг мой. 31. Заставь дурака богу молиться – лоб разобьет. 32. Молодец среди овец. 33. Мурашки по коже. 34. Один с сошкой, семеро с ложкой. 35. Как обухом по голове. 36. Комар носа не подточит. 37. Пятое колесо в телеге. 38. Дальше в лес – больше дров. 39. Как гром среди ясного неба. 40. Денег куры не клюют. 41. Душа ушла в пятки. 42. Бросить тень на плетень. 43. Толочь воду в ступе. 44. Пустить козла в огород. 45. Мало каши ел. 46. Буря в чайном блюдце. 47. Овчинка выделки не стоит. 48. Рад бы в рай, да грехи не пускают. 49. Запретный плод сладок. 50. Хоть кол на голове теши. 51. Волков бояться – в лес не ходить. 52. Отдал Богу душу. 53. Одного поля ягоды.

      2.10. Методика «Числовые ряды»

      Цель данной методики – исследование логического аспекта математического мышления.

      Испытуемому дают лист бумаги с напечатанными на нем примерами. Инструкция (детский вариант): «Внимательно прочитай каждый ряд чисел, на два свободных места напиши такие два числа, которые продолжат данный числовой ряд».

      Примеры числовых рядов

      b00000486.jpg

      Бланк к методике «Числовые ряды»

      b00000489.jpg

      Ключ к обработке

      b00000491.jpg

      Инструкция (взрослый вариант): «Вам предъявлены 7 числовых рядов. Вы должны найти закономерности построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы – 5 минут».

      b00000494.jpg

      Ключ к обработке

      b00000496.jpg

      Интерпретация . Если испытуемый затрудняется при решении подобных задач, это может означать, что он плохо анализирует цифровой материал, не видит в нем скрытых закономерностей, поэтому не может ими воспользоваться, следовательно его логическое мышление в математике развито слабо.

      3.1. Шкала астенического состояния

      Астеническое состояние или сниженная психическая активация – это такое состояние, которое характеризуется общей и, прежде всего, психической слабостью, повышенной истощаемостью, раздражительностью, снижением продуктивности психических процессов, расстройством сна, физической слабостью и другими вегетативно-соматическими нарушениями.

      Шкала астенического состояния (ШАС), созданная Л. Д. Малковой, адаптирована Т. Г. Чертовой на базе данных клинико-психологических наблюдений и известного опросника ММРI. Шкала состоит из 30 пунктов – утверждений, отражающих характеристики астенического состояния.

      Инструкция: «Внимательно прочитайте каждое предложение и, оценив его применительно к вашему состоянию в данный момент, поставьте знак плюс в одну из четырех граф в правой части бланка».

      Шкала астенического состояния (ШАС)

      Обработка данных . Суммируются баллы, при этом за знак (+), стоящий в графе «Нет, неверно», начисляется 1 балл, в графе «Пожалуй, так» – 2 балла, в графе «Верно» – 3 балла и в графе «Совершенно верно» – 4 балла. Весь диапазон шкалы включает от 30 до 120 баллов. Средняя величина индекса астении равна 37 ± 6 баллов.

      30–50 баллов – «отсутствие астении»;

      51–75 баллов – «слабая астения»;

      76–100 баллов – «умеренная астения»;

      101–120 баллов – «выраженная астения».

      Астеническое состояние диагностируется чаще всего у пациентов после длительно протекающих хронических заболеваний. Пациентам с выраженной астенией необходимо в период реабилитации проводить индивидуальную и групповую психотерапию.

      3.2. Шкала самооценки уровня тревожности

      Методика является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности как состояния) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Методика разработана Ч. Д. Спилбергером (США) и адаптирована в нашей стране Ю. Л. Ханиным.

      Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать достаточно широкий круг событий как угрожающие и реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью в данный момент. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, а иногда и тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность может стать причиной невротического конфликта с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

      Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1–20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21–40) тревожность.

      Шкала измерений тревожности как свойства личности включает 20 утверждений от первого лица, к которым обследуемый должен определить свое отношение, выбрав один из предлагаемых четырех вариантов. Методика выполняется на специальных бланках. Время работы 5 минут.

      Опросник тревожности Спилбергера–Ханина

      ФИО________________________________________________

      Возраст___________________ Дата _______________________

      Оценка реактивной тревожности (РТ)

      Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе в зависимости от того, КАК ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ СЕБЯ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет».

      Оценка личностной тревожности (ЛТ)

      Инструкция : «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе в зависимости от того, КАК ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ СЕБЯ ОБЫЧНО. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет».

      Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

      РТ = РТ 1 –РТ 2 + 50,

      где РТ 1 – сумма баллов (зачеркнутых цифр на бланке) по пунктам 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;

      РТ 2 – сумма баллов по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.

      ЛТ = ЛТ 1 –ЛТ 2 + 35,

      где ЛТ 1 – сумма баллов по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;

      ЛТ 2 – сумма баллов по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

      При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки:

      – менее 30 – низкая тревожность;

      – 31 – 45 – умеренная тревожность;

      – 46 и более – высокая тревожность.

      Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания. Высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги в экстремальных ситуациях.

      Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

      Методика «Простые аналогии»

      Цель: исследование характера логических связей и отношений между понятиями.

      Материал: бланк ссерией логических заданий, протокол.

      Процедура проведения: ребенку предъявляется бланк, его просят установить связь между словами первой пары, а затем по аналогии подобрать вторую пару слов. Выбранное слово и объяснение заносятся в протокол. Первое задание разбирается вместе с ребенком.

      Инструкция: «Посмотри, здесь написаны два слова — сверху «Лошадь“, а снизу — „Жеребенок“. Какая между ними связь? „Жеребенок“ — детеныш лошади. А справа тоже — сверху одно слово — „Корова“, а снизу 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое также относится к слову „Корова“, как „Жеребенок“ к „Лошади“, т. е. чтобы оно обозначало детеныша „Коровы». Это будет… „Теленок“. Значит нужно в начале установить, как связаны между собой слова вот здесь слева, а затем установить такую же связь справа».

      Форма протокола

      Ответ испытуемого

      Объяснение испытуемого

      Обработка и интерпретация

      Обработка и интерпретация результатов заключается в подсчете количества правильных и ошибочных нахождений аналогий между понятиями; анализируется характер установленных связей между понятиями — конкретные, логические, категориальные связи; фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у данного испытуемого — преобладания наглядных или логических форм.

      Если испытуемый делает случайные ошибки 3-4 раза подряд, выбирая слово по конкретной ассоциации, а потом без напоминания решает правильным способом, то можно говорить о неустойчивости процесса мышления и утомляемости.

      Бланк к методике

      ЖЕРЕБЕНОК

      ПАСТБИЩЕ, РОГА, МОЛОКО, ТЕЛЕНОК, БЫК

      КАРТОФЕЛЬ

      СКОРЛУПА

      КУРИЦА, ОГОРОД, КАПУСТА, СУП, ШЕЛУХА

      МАСЛО, НОЖ, ТАРЕЛКА, МЯСО, ПОСУДА

      ЛЕД, КАТОК, ВЕСЛО, ЛЕТО, РЕКА

      ВИДЕТЬ, ЛЕЧИТЬ, РОТ, ЩЕТКА, ЖЕВАТЬ

      ОВЦА, ЛОВКОСТЬ, РЫБА, УДОЧКА, ЧЕШУЯ

      ПЛОВЕЦ, ТОНУТЬ, ГРАНИТ, ВОЗИТЬ, КАМЕНЩИК

      ВОДА, ТАРЕЛКА, КРУПА, СОЛЬ, ЛОЖКА

      ТОПОР, ПЕРЧАТКА, НОГА, РАБОТА, ПАЛЕЦ

      ПОЛКА, ХОЛОД, САНИ, ЗИМА, ШУБА

      4. Задание практики № 3 для студентов специальности 030301 «Психология» (3 курс)

      Вид практики : летняя педагогическая практика (учебная).

      Место проведения практики: организации различного уровня.

      Количество учебного времени: 3 недели.

      Тема «Комплексное исследование личностных особенностей человека».

      Объект: овладение методами и приемами работы практического психолога в организациях различного уровня.

      Предмет: личностные особенности человека.

      Цель: диагностика и анализ личностных особенностей человека.

      Задачи:

        Изучение личности с целью составления и написания психологического портрета личности.

        Проведение комплексного психологического исследования личности 1 человека по предлагаемым базовым методикам, подбор и проведение 2-3 по запросу организации.

        Собеседование с испытуемыми, направленное на ознакомление их с результатами комплексной диагностики.

        </ol>

        Выполнение заданий практики осуществляется по следующим этапам.

          Подготовительный этап в ключает в себя:

          </ol>

            ознакомление с организацией, в которой будет осуществляться прохождение практики;

            выбор испытуемого;

            установление доверительных отношений с испытуемым и знакомство с особенностями его деятельности.

            </ul>

              Диагностический этап . Психологическое диагностирование проводится с использованием следующих методик:

              </ol>

              1. Мотивационно-потребностной сферы О. Ф. Потемкиной.

              2. Исследование уровня притязаний и уровня самооценки по методике Т. В. Дембо, С. Я. Рубенштейна.

              3. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева.

              4. Опросник мини-мульт (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня MMPI), адаптация Ф. Б. Березина и М. П. Мирошникова.

              5. Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла.

                Этап интерпретации и обобщения данных исследования . Студенты интерпретируют данные, полученные с помощью предлагаемого комплекса диагностических методик, соотносят результаты разных методик, обобщают их и составляют психологический портрет.

                Этап ознакомления испытуемых с данными исследования. Студенты в корректной форме сообщают испытуемому о результатах проведенного исследования.

                Этап написания отчета по психологической практике.

                </ol>

                Отчет по практике должен включать в себя:

                  дневник с кратким описанием плана выполнения задания практики, который ведется каждый день;

                  сведения об исследуемом и организации, в которой проводится исследование;

                  протоколы проведения и бланки всех методик;

                  интерпретации по каждой методике;

                  составление психологического портрета испытуемого;

                  </ul>

                  4.2. Психодиагностические методики для 3 курса

                  Инструкция: «Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них двумя способами: „ДА“, если Ваш ответ утвердителен, и „НЕТ“, если вы отвечаете отрицательно, а Ваше поведение не соответствует утвердительному ответу на вопрос».

                    Сам процесс выполняемой работы увлекает Вас больше, чем этап ее завершения?

                    Для достижения цели Вы обычно не жалеете сил?

                    Вам часто говорят, что Вы больше думаете о других, чем о себе?

                    Вы обычно много времени уделяете своей особе?

                    Вы обычно долго не решаетесь начать делать то, что Вам не интересно, даже если это необходимо?

                    Вы уверены, что настойчивости в Вас больше, чем способностей?

                    Вам легче просить за других, чем за себя?

                    Вы считаете, что человек сначала должен думать о себе, а потом уже о других?

                    Заканчивая интересное дело, Вы часто сожалеете о том, что интересная работа уже завершена, а с ней жаль расставаться?

                    Вам больше нравятся деятельные люди, способные достигать результата, чем просто добрые и отзывчивые?

                    Вам трудно отказать людям, когда они Вас о чем-либо просят?

                    Для себя Вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?

                    Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не нужно думать о выигрыше?

                    Вы считаете, что успехов в Вашей жизни больше, чем неудач?

                    Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?

                    Вы убеждены, что не нужно для кого-либо сильно напрягаться?

                    Вы более всего уважаете людей, способных увлечься делом по-настоящему?

                    Вы часто завершаете работу вопреки неблагоприятной обстановке, нехватке времени, помехам со стороны?

                    Для себя у Вас обычно не хватает ни времени, ни сил?

                    Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?

                    Вы часто начинаете одновременно много дел и не успеваете закончить их до конца?

                    Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы рассчитывать на успех в жизни?

                    Вы стремитесь как можно больше сделать для других людей?

                    Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?

                    Можете ли Вы увлечься делом настолько, что забываете о времени и о себе?

                    Вам часто удается довести начатое дело до конца?

                    Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни — жить интересами других людей?

                    Вы можете назвать себя эгоистом?

                    Бывает, что Вы, увлекаясь деталями, углубляясь в них, не можете закончить начатое дело?

                    Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловыми качествами?

                    Ваша отличительная черта — бескорыстие?

                    Свободное время Вы используете для своих увлечений?

                    Вы часто загружаете свой отпуск или выходные дни работой из-за того, что кому-то обещали что-либо сделать?

                    Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?

                    Вам трудно решиться использовать усилия человека в своих интересах?

                    Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?

                    Соглашаясь на какое-либо дело, Вы больше думаете о том, насколько оно Вам интересно?

                    Стремление к результату в любом деле — Ваша отличительная черта?

                    Ваша отличительная черта — умение помочь другим людям?

                    Вы способны сделать максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?

                    </ol>

                      Вы согласны, что самое главное в жизни — быть мастером своего дела?

                      Вы более всего дорожите возможностью самостоятельного выбора решения?

                      </ol>

                        Ваши знакомые считают Вас властным человеком?

                        </ol>

                          Творческий труд для Вас является главным наслаждением в жизни?

                          Вы согласны, что иметь власть над людьми — наиболее важная ценность?

                          Ваши друзья состоятельные в материальном отношении люди?

                          Вы стремитесь, чтобы все вокруг Вас были заняты увлекательным делом?

                          </ol>

                            Вам всегда удается следовать своим убеждениям вопреки требованиям со стороны?

                            Считаете ли Вы, что самое важное качество для власти — это ее сила?

                            Вы уверены, что все можно купить за деньги?

                            Вы выбираете друзей по деловым качествам?

                            Вы стараетесь не связывать себя различными обязательствами перед другими людьми?

                            Вы испытываете чувство негодования, если кто-либо не подчиняется Вашим требованиям?

                            Деньги куда надежнее, чем власть и свобода?

                            Вам бывает невыносимо скучно без любимой работы?

                            </ol>

                              Вы убеждены, что каждый должен обладать свободой в рамках закона?

                              Вам легко заставить людей делать то, что Вы хотите?

                              Вы согласны, что лучше иметь высокую зарплату, чем высокий интеллект?

                              В жизни Вас радует только отличный результат работы?

                              Самое главное стремление в Вашей жизни быть свободным?

                              Вы считаете себя способным руководить большим коллективом?

                              Является ли для Вас заработок главным стремлением в жизни?

                              Любимое дело для Вас ценнее, чем власть и деньги?

                              Вам обычно удается отвоевать свое право на свободу?

                              Испытываете ли Вы жажду власти, стремление руководить?

                              Вы согласны, что деньги «не пахнут» и неважно, как они заработаны?

                              Даже бывая на отдыхе, Вы не можете не работать?

                              </ol>

                                Вы готовы многим жертвовать, чтобы быть свободным?

                                </ol>

                                  Вы чувствуете себя хозяином в своей семье?

                                  Вам трудно ограничить себя в денежных средствах?

                                  Ваши друзья и знакомые ценят Вас как специалиста?

                                  </ol>

                                    Люди, ущемляющие Вашу свободу, вызывают у Вас наибольшее негодование?

                                    </ol>

                                      Власть может заменить Вам многие другие ценности?

                                      Вам обычно удается накопить нужную сумму денег?

                                      Труд — наибольшая ценность для Вас?

                                      </ol>

                                        Вы уверенно и непринужденно чувствуете себя среди незнакомых людей?

                                        Вы согласны ущемить свободу, чтобы обладать властью?

                                        Наиболее сильное потрясение для Вас — отсутствие денег?

                                        Документ

                                        Компетентностный подход как концептуальная основа современного образования: Сборник научных статей / Под ред. С.Л. Коротковой, С.В. Фроловой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2010.

                                        </ol>

                                        Оцените статью
                                        Рейтинг автора
                                        5
                                        Материал подготовил
                                        Илья Коршунов
                                        Наш эксперт
                                        Написано статей
                                        134
                                        Добавить комментарий