«Метод аналогии при изучении химии и биологии»

Найдено 13 определений Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

—> АНАЛОГИЯсходство, похожесть между предметами, явлениями или понятиями.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

—> Аналогия(от греч. analogia – соответствие) – вид умозаключения; выявление свойств одного предмета на основании его сходства с другим; один из общенаучных методов эмпирического и теоретического исследования.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

—> Аналогиярассуждение, в котором из сходства двух объектов по одним признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам. Является одним из вспомогательных методов познания используется для выдвижения гипотез, доказательной силой не обладает.

Источник: Исследовательская деятельность

—> АНАЛОГИЯ1) сходство между объектами, явлениями или понятиями в каком-либо отношении; 2) форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов, явлений в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях [80, c. 28].; 3) один из путей установления новой систе­мы связей в результате обнаружения близкого или отда­ленного сходства между известным и требуемым спосо­бом действия, известной и неизвестной закономерностью и т. п.. (А.М. Матюшкин)..

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

—> АНАЛОГИЯ1) сходство в каком-либо отношении между предметами, явлениями или понятиями; 2) общенаучный метод исследования, вид умозаключения, позволяющий выявить свойства одного предмета на основании его сходства с другим. Знание, полученное при рассмотрении какого-либо объекта (модели), переносится на другой объект (предмет, явление, процесс), который менее изучен или доступен для исследования. Этот метод широко применяется для разработки различного рода классификаций, информационно-поисковых языков и т.п.; не является строгим методом доказательства, так как заключение делается на основании частичного сходства между изучаемыми объектами, процессами, явлениями.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

—> Аналогиявид умозаключения, выявле ние свойств одного предмета на основа нии его сходства с другим. Аналогия – один из общенаучных методов эмпирического и теоретического исследования. Аналогия не яв ляется строгим методом доказательст ва, однако применение аналогии часто приво дит к более или менее правдоподобным предположениям о свойствах изучаем ого объекта. Аналогия содействует переносу знаний по образцу, когда выполнение аналогичных заданий выступает усло вием формирования умения решать зад ачи данного типа. Аналогия способствует расш ирению познавательных возможно стей учащихся, однако аналогию необходимо сочетать с более строгими формами до казательства.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

—> АНАЛОГИЯ(от греч. analogia – сходство). 1. Сходство в каком-л. отношении между предметами, явлениями или понятиями. 2. Форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов, явлений в каком-л. отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях. 3. Изменение грамматической формы по образцу другой формы, связанной с данной формой в грамматической системе языка. 4. Перенос усвоенных моделей и образцов на другие явления, которые имеют формальное и функциональное сходство с уже усвоенными. В основе переноса по А. лежат образование и актуализация (см.) ассоциаций. Возможен и целенаправленный поиск ассоциаций, сознательно организуемый преподавателем или самостоятельно учащимся.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

—> Аналогия[гр. analogia – соответствие, соразмерность] – 1) сходство в каком-л. отношении между предметами, явлениями или понятиями; 2) форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов, явлений в каком-л. отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях; 3) биол. обусловленное приспособлением к близким условиям существования внешнее сходство организмов или их органов, развивающихся из разных зачатков и имеющих неодинаковое строение, но выполняющих одинаковую функцию; такие органы называются аналогичными, например, крылья птиц и насекомых, жабры рыб и раков. Развитие аналогичных органов свидетельствует не об эволюционном их сходстве (см. Гомология), а лишь о приспособлении органов к одинаковым условиям среды жизни.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

—> АНАЛОГИЯгреч. analogia—соответствие) — 1) сходство, подобие в каком-либо отношении между предметами, явлениями или понятиями в целом различными; 2) форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов, явлений в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях. Знание, полученное при рассмотрении какого-либо объекта, переносится на другой объект (предмет, явление, процесс), который менее изучен или доступен для исследования. Не является строгим методом доказательства, так как заключение делается на основании частичного сходства между изучаемыми объектами, процессами, явлениями; 3) лингв, изложение грамматической формы по образцу другой формы, связанной с данной формой в грамматической системе, напр, форма «шофера» (вместо «шоферы») образована по аналогии с формами типа «мастера».

Источник: Профессиональное образование. Словарь

—> АНАЛОГИЯмыслительная операция, когда знание, полученное из рассмотрения какого-либо одного объекта (модели), переносится на другой, менее изученный или менее доступный для изучения, менее наглядный объект, именуемый прототипом, оригиналом. Открывается возможность переноса информации по аналогии от модели к прототипу. В этом суть одного из специальных методов – моделирования (построения и исследования моделей). Различие между аналогией и моделированием заключается в том, что, если аналогия является одной из мыслительных операций, то моделирование может рассматриваться в разных случаях и как мыслительная операция и как самостоятельный метод. (См. также мышление). Аналогия – один из теоретических методов-операций, присущий любой деятельности, в т.ч. образовательной деятельности обучающегося и педагогической деятельности. Литература: [19].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

—> АНАЛОГИЯ(гр. άναλογία – соответствие, подобие, сходство) – 1) соответствие элементов, совпадение ряда свойств или какое-либо иное отношение между предметами (явлениями и процессами), дающее основания для переноса информации, полученной при исследовании одного предмета – модели, на другой – прототип. Такой перенос осуществляется в форме вывода по А. Аналогии играют важную эвристическую роль в научных открытиях, являются одним из источников научных гипотез, индуктивных рассуждений. Вместе с тем неправомерная А. нередко приводит к заблуждениям (Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика. – М., 1991; Папковская П. Я. Методология научных исследований. – Минск: Информпресс, 2002; Подольська Є. А. Філософія. — К.: ІНКОС, 2006; Шейко В. М., Кушнаренко Н. М. Організація та методика науководослідницької діяльності. – Х.: ХДАК, 1998) Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.

—> АНАЛОГИЯот греч. analogia.) — соответствие, сходство, уподобление. Риторический прием, основанный на соотнесении, подобии наглядных примеров высказываемым суждениям, в речи учителя — разъясняемым языковым понятиям, как известно, абстрактным и далеко не ясным учащимся. Иными словами, это создание учителем словесно-образной наглядности, в основу которой кладется какая-то картина, эпизод, оценка, факт, событие из пережитого детьми жизненного опыта; рисуемый пример должен быть конкретен, тогда он явится каналом к пониманию учебного материала. А. должна быть естественной и простой по содержанию и по форме изложения (разговорный синтаксис, лексика, интонационная свобода). Использование А. в объяснительной речи учителя увеличивает силу последней, а значит, учебный материал усваивается лучше. Объяснительная речь учителя с привлечением А. развертывается как два микротекста: первый — с опорой на образ, хорошо знакомую детям картину (это и есть А.), второй — суть изучаемого понятия. Такие вводящие речения, как приведу следующий пример…, припомним, как…, представьте себе…, подобно тому как…, являются вербальными сигналами А., но их может и не быть. «Мостиком» от А. к научной информации могут служить следующие речевые стереотипы: вот точно так же…, так (же) и…, подобно этому…, аналогично этому…. Лит.: Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. — М., 1975. — С. 36—39; Ломоносов М.В. Поли. собр. соч. — М.;Л., 1952. — Т. 7; Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. — М., 1990. — С.20; Философский энциклопедический словарь. — М., 1988. — С.26; Ша-лыгин А. Теория словесности и хрестоматия.— СПб., 1914. Н.Б. Якимова

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

—> АНАЛОГИЯ

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Показать еще…

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА СИНЕКТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА.

А.В. Челпанова, г. СЕВЕРОДВИНСК

В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности.

Возникает потребность внедрять в учебно-воспитательный процесс ДОУ инновационные педагогические технологии, отвечающие запросу компетентностно — ориентированного образования, имеющие интерактивный характер, обеспечивающие самостоятельную деятельность ребенка, позволяющие ребенку проявить творческий подход, ориентированные на формирование творческого мышления и способности генерировать нестандартные идеи при решении творческих задач.

Синектика – современный метод активизации знаний ребёнка, основанный на применении аналогий.

Автор синектики Уильям Дж. Гордон (США, 50-е годы). В переводе с греческогосинектика означает «объединение однородных элементов». По Гордону, существуют два вида процессов творчества:

— превращение незнакомого в знакомое или неизвестного в известное, ведет за собой огромное разнообразие решений, но требование новизны — это, как правило, требование новой точки зрения, взгляда на проблему. Большинство из проблем не являются новыми. Смысл в том, чтобы сделать их новыми, создав тем самым потенциал для выхода на новые решения. Этот процесс неуправляемый и основан на интуиции и вдохновении.

превращение знакомого в незнакомое — означает исказить, перевернуть, переменить повседневный взгляд и реакцию на вещи, события. В «известном мире» предметы всегда имеют свое определенное место. В то же время различные люди могут видеть один и тот же объект под различными углами зрения, неожиданными для других. Настаивать на рассмотрении известного как неизвестного — основа творчества. Этот процесс управляемый и основан на использовании различного вида аналогий.

1.Личная аналогия — способность поставить себя на место образа или предмета и понять его трудности как свои собственные.

2.Прямая аналогия — объект сравнивается с аналогичным объектом из другой области, при этом выявляется их сходство с точки зрения каких-либо свойств и отношений.

3.Символическая аналогия — неожиданное, яркое определение, показывающее предмет с необычной стороны.

4.Фантастическая аналогия — способна любую ситуацию перенести в сказку и использовать волшебство.

Если ребенка и взрослого целенаправленно учить применять аналогии, то можно повысить эффективность творческого мышления. Для творческого процессаважноуметьпревращатьнепривычноевпривычноеинаоборот. Главное, за новой, непривычной проблемой, увидеть нечто знакомое и, следовательно, решаемое известными путями.

Мы с детства слышим: «Все познается в сравнении». Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо использование одного из самых действенных методов познания окружающейдействительности из группы методов активизации мышления – метод синектики.

Этот термин в работе с детьми мы не используем, заменяя его словами « на что похоже», «что такое же».

В сущности, если задуматься, то вокруг нас найдется великое множество предметов, созданных человеком по аналогии уже с чем-то имеющимся в природе.

Педагогне должен давать детямготовыезнания,раскрыватьпередними истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребёнок сам нашел ответ. Например, давая детям знания о свойствах дерева, воспитатель может начать с вопроса: «Что было бы, если на Земле не было деревьев?». Дети предлагают варианты своих суждений. Затем спросить: «Чем полезно дерево?». Цепочка вопросов продолжается: «Если дерево так полезно, если из него можно сделать столько вещей. Зачем человеку другие предметы? Какие свойства дерева не нравились человеку? Зачем люди выращивают лес и создают парки? Чем могут отличаться деревья? Какие предметы из дерева можно назвать?» и т.д. Затем проводятся опыты, во время которых выясняются свойства дерева: тонет или не тонет в воде; горит, не горит; пропускает воду или нет; окрашивается или нет и др.

Применять аналогии можно в обучение детей классификации, систематизации объектов материального мира, ориентировке в пространстве, на прогулках с детьми. Например: О чем спорит ветер с солнцем? Давайте оживим ветер: Кто его мама? Кто его друзья? Превратимся в ветерок и т.д.

Развивать познавательную деятельность можно с использованием и задач на развитие воображения: сочинение сказок, продолжение известных сказок, «салат» из сказок.

Например, детям предлагают спасти Колобка от лисы, выручить семерых козлят, самому спастись от Бабы Яги, придумать сказку о том, как вместо большой-пребольшой репка выросла маленькой-премаленькой. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности — игровую, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.

Личная аналогия — «А что, если ты превратишься в дерево? О чем шепчутся твои листочки? Или: «Представь себя на месте солнышка. Для чего ты живешь? Кто твои друзья? Что ты любишь?».

Прямаяаналогия- на свете все похоже: змея — на ремешок; луна — на круглый глаз…огромный, тарелку, блин не пропечённый; журавль — на тощий кран подъемный; зонтик – на карусель, грибок; расчёска – на забор и зубы и т.д.

Умение взглянуть по-новому на ситуацию, обозначить её одним – двумя словами с переносным значением – это удаётся не каждому и не всегда. Но это качество тоже развивается с помощью метода символической аналогии, если периодически упражняться с ребёнком в поиске иносказаний – аналогов:

— холодильник – продуктовый Дед Мороз;

— ёжик – игольница на ножках и т.д.

Предлагаем вам пополнить игротеку простыми играми, которыенаучат вашегоребенка воспринимать и находить аналогии.

Вот в такие игры можно играть с малышом 3-4 лет:

«На что похоже?» (прямая аналогия по цвету, вкусу, форме, размеру). Яблоко такое же круглое, как …(как мячик, как апельсин…). Лук такой же горький, как…(лекарство, как горчица, как перец…). Морковь такая же оранжевая, как…(апельсин, рыжие волосы, шуба у лисы…).

«Кто такой же?» (прямая аналогия по свойствам, характеру).

— У кошечки шерсть, какая? (Мягкая, пушистая).

— А у кого такая же? (У зайчика, у лисички, у пуделя, у игрушечного мишки).

— Кто ещё кусается как собачка?

— Кто ещё любит молоко как кашка?

— Кто ещё маленький как воробышек?

Как вариант игры — можно сравнить два похожих по внешним признакам животных и найти не только сходство, но и их отличие. Например: рассмотрев на картине волка, лису, можно отметить, что у них обоих острые мордочки и зубы, длинные хвосты, и оба они любят, есть зайцев, мелких зверушек в лесу. Но у лисы шубка рыжая, а у волка серая.

«Найди друзей» (прямая аналогия по свойствам, качествам). Расширяет словарный запас за счёт описательных прилагательных, характеризующих природные объекты. Упражняет в подборе словосочетаний: колючий ёжик – колючая ёлка; зелёный листок – зелёная лягушка, зелёный кузнечик, зелёный огурец и т.д.

Колючий – ёжик, ёлка, иголка.

Зелёный – листок, лягушка, кузнечик, огурец.

Круглый – мячик, солнце, яблоко, воздушный шар.

Холодный – снег, лёд, мороженое.

«Волшебные очки»:

Вы предлагаете ребёнку «одеть» очки (вырезанные из цветного картона) определённой формы – круглой, квадратной, треугольной. При этом

В 4-5 лет ребенку будут интересны такие игры, как:

«Найди похожих — непохожих» (по методу прямой аналогии). В данной игре можно сравнивать как живые природные объекты, так и неживые.

«Кто чем работает?» -учит ребёнка устанавливать связи между человеком определённой профессии и орудиями его труда. Взрослый: — Давай с тобой вспомним, что нужно для работы разным людям.

•Врачу – шприц, лекарство, бинт, скальпель…

•Продавцу – весы, совочек, калькулятор (счётная машинка)…

•Строителю – лопата, мастерок, бетономешалка…

•Плотнику – молоток, гвозди, дрель, рубанок…

Взрослый: А теперь поиграем наоборот, я буду называть инструменты, а ты угадай, для человека какой профессии они необходимы?

«Кто где работает?»- учит устанавливать зависимость между профессией и местом работы.Взрослый: — Продавец.

Ребёнок: — Магазин, рынок, киоск, палатка.

Взрослый: — Плотник.

Ребёнок: — Мебельная фабрика, магазин, детский сад.

Взрослый: — Учитель.

Ребёнок: — Школа, колледж, училище.

Затем игровые функции меняются, ребёнок называет профессию, а взрослый – место его работы. Ребёнок должен объяснить, почему он назвал то или иное место работы.

«Знаток правил» — учит ребёнка зрительными моделями-символами обозначать некое запретное действие. Символически изображён в круге человек с коробкой спичек в руках и весь рисунок перечёркнут красными линиями (Запрет – спички не трогать!), не зажигать костёр, не оставлять включённым телевизор, компьютер, магнитофон, утюг и т.д. Потом можно раздать каждому по несколько карточек, и кто быстрее и лучше объяснит содержание правил.

Как на занятии создать атмосферу творчества и развития? А для этого педагогу необходимо демонстрировать живое мышление, владеть и грамотно пользоваться приёмами аналогий, не передавать информацию в готовом виде, а рассуждая совместно,из прошлого опыта детей и на основе уже имеющихся знаний превращать любое занятие в интересное путешествие.

Задача, как детского сада, так и школы — воспитание такой личности, которая была бы способна принимать самостоятельные решения, находить выход из разных ситуаций, личности готовой к творчеству.

Литература

1.Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Филатов В.И. Поиск новых идей: от озарения к технологии (теория и практика решения изобретательских задач). -Кишинев,1989. — 177с.

2.Гришин И.М. Занимательная «синектика». — СПб., 2005. — 124 с.

3.Наумчик В.Н.Воспитание творческой личности: Учебно-методическое пособие. — М., 2004. — С. 111.

а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:

— изобрази будильник, который забыли выключить;

— покажи походку человека, которому жмут ботинки;

— изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;

— представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай «В лесу родилась елочка…», промяукай «Солнечный круг…» и т. д.;

б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;

в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость – возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь – это может быть человек, растение) и т. д.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий