Развитие творческих способностей в дошкольном и младшем школьном возрасте методом “синектики”

%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4-%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8.jpgЕще одним неординарным способом генерации идей наравне с такими приемами как мозговой штурм и метод шести шляп Эдварда Де Боно выступает метод синектики. Метод синектики применяется для решения проблем и поиска новых идей посредством использования аналогий и переноса стоящих перед вами задач на готовые решения, существующие в различных сферах и областях. Синектика – это сочетание разнородных, а иногда даже не совместимых элементов в процессе постановки и решения задач.

Чтобы доходчивее объяснить суть этого метода, можно обратиться к примеру его применения основателем синектики Уильямом Гордоном, использовавшим его при создании чипсов Принглс.

Перед компанией Kellogg (известный американский производитель сухих завтраков) стояла неразрешимая задача – как сделать и упаковать картофельные чипсы, чтобы уменьшить объем заполняемого воздуха в упаковку, при этом сделать ее компактнее и избежать крошения продукта. Для решения этой задачи и был привлечен Уильям Гордон, который в 1961 году написал свою знаменитую книгу – «Синектика: развитие творческого воображения», а чуть позже создал фирму — Synectics Inc., обучающую творческому мышлению и предоставляющую услуги разработки инновационных идей (сегодня клиентами фирмы являются такие корпорации как «IBM», «General Electric», «Zinger» и многие другие). В качестве аналогии, для создания новых чипсов, Гордоном был выбран процесс укладки опавшей листвы в полиэтиленовый мешок. Если листья, укладываемые в пакет, сухие, возникают определенные сложности – они ломаются и разлетаются, а когда листья мокрые — они мягкие и легко принимают форму соседнего листа. Если убирать листья после дождя, пакетов для мусора потребуется немного, ведь сырые листья оставляют значительно меньше воздуха между собой и упаковываются компактнее. Эта аналогия дала начало чипсам Принглс — формовка и смачивание сухой муки из картофеля помогли решить проблему с их упаковкой.

Метод синектики появился в начале 50-х годов прошлого века как результат многолетней работы Уильяма Гордона над усовершенствованием метода мозгового штурма. Важной отличительной особенностью рассматриваемого нами сегодня способа является то, что метод синектики применяется при решении конкретных проблем и не направлен на использование объективных закономерностей развития различных систем. А над его применением должна работать более или менее подготовленная и постоянная группа обученных специалистов (несмотря на это, обычный человек, ознакомившись с приемами синектики, сможет взять на вооружение некоторые методики для решения каких-то своих проблем и задач). В этом смысле синектика — это профессиональная деятельность, а мозговой штурм — лишь коллективная самодеятельность. Также стоит отметить, что в отличие от мозгового штурма, в синектике разрешена критика. Ну и, конечно, главной особенностью является суть метода синектики – использование сравнений и аналогий. Ориентируя свой гибкий ум на стоящую проблему, группа синектиков при обсуждении использует четыре типа аналогий.

Виды аналогий метода синектики

  1. Прямая аналогия — это любая похожесть, имеющая отыскиваемые элементы в системах или объектах, которые решают сходные задачи. Прямая аналогия чаще всего – природная или техническая аналогия. Например, прямой аналогией для улучшения методов окраски предметов мебели может быть процесс окрашивания кинопленки, бумаги либо рассмотрение на предмет окраски птиц, цветов или минеральных камней. Ярким примером метода синектики и использования прямых аналогий можно считать изобретение Изамбара Брюнеля — кессонный метод сооружения подводных строений. На это инженера натолкнуло наблюдение за червем-древоточцем, образующем при бурении древесины трубчатый канал.
  2. %D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0.jpgПроблема как она дана. Особенность этой фазы заключается в том, что никто (кроме руководителя) из участников синект-сессии не посвящается в конкретные условия задачи и необходимый результат. Считается, что раннее определение задачи не позволит уйти от привычного хода мыслей и затруднит абстрагирование. Здесь просто представляется проблема, явление или объект.
  3. Превращение не знакомого в знакомое. Открываются ранее неоткрытые элементы —  проблема делится на несколько частей и из незнакомой превращается в ряд более обычных задач.
  4. Проблема как она понята. Обдумывается и систематизируется проблема, как она понимается членами группы исходя из того, что получилось на предыдущем этапе.
  5. Оперативные механизмы. На этом этапе идет игра с метафорами, используются аналогии родственные проблеме и проблема, как понятая, раскрывается еще больше.
  6. Из знакомого сделать незнакомое. Это  позволяет рассмотреть проблему уже понятую и осмысленную в новой форме, с иной точки зрения.
  7. Психологическое состояние. Эта фаза подразумевает особое состояние ума к проблеме как она понята, идет размышление над ней. Используются все виды аналогий.
  8. Объединения с проблемой. На этом этапе самая подходящая аналогия сравнивается с проблемой как понятой. Проблема как понятая освобождается от своей старой жесткой формы.
  9. Точка зрения. На этой фазе происходит переход от аналогии к конкретному решению, идее. Идеи переносятся на проблему «как она дана».
  10. Принятие окончательного решения и проведение научно-исследовательских работ. Важным элементом является критическая оценка идей экспертами и доведение ее до практики.

В настоящее время этапы метода синектики упрощены и выглядят более понятно. Хотя на самом деле этот метод очень сложен в применении. Не просто же так обучение синекторских групп длится целый год. Если владелец крупного предприятия решит использовать этот метод, ему так или иначе надо будет найти опытных специалистов, обучающих персонал всем премудростям синектики. Обычный же человек для решения творческих задач может использовать аналогии, являющиеся важным инструментом метода синектики.

  • Виноградова Валерия Александровна, психолог

Разделы:Работа с дошкольниками

Современная жизнь требует от человека не стереотипных, привычных действий, а гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем. Очевидно, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании человека. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Одним из неординарных способов генерации идей выступает метод синектики. Он означает “соединение разного”, сочетание разнородных, а иногда даже несовместимых элементов в процессе постановки и решения задач.

Чтобы доходчивее объяснить суть метода, обратимся к примеру его применения основателем синектики Уильямом Гордоном, использовавшим его при создании чипсов. Перед компанией стояла задача создать новые картофельные чипсы и упаковку, которая будет более эффективна и не потребует заполнять пакет таким количеством воздуха, которое превышает объём самих чипсов. Парадокс состоял в том, что чипсы должны быть упакованы более компактно и при этом не ломаться. “Название книги”, которое выражает суть этого парадокса, было “Компактная неразрушаемость”. В качестве аналогии они выбрали укладку опавших листьев в мешок осенью. Когда вы пытаетесь засунуть сухие листья в полиэтиленовый пакет, вы сталкиваетесь с определёнными трудностями. Но когда листья сырые (уникальная особенность), они мягкие и легко изменяют форму. Влажный лист принимает форму соседнего листа, оставляя лишь немного воздуха между ними. Смачивание и формовка сухой картофельной муки позволило решить проблему с упаковкой, и это дало начало чипсам Pringles.

И еще один яркий пример применения метода. “Несколько лет назад я проводил семинар с группой инженеров, которые работали на литейном заводе, где производили пескоструйную очистку кованых металлических деталей. Для очистки деталей они использовали песок, но он попадал в полости, и, чтобы убрать его оттуда, требовалось много времени и денег. Парадокс состоит в том, что для очистки деталей частицы должны быть твёрдыми и в то же самое время не твёрдыми, чтобы их было легко удалить. Для описания сущности проблемы было использовано “название книги” “Исчезающая твёрдость”. Это навело их на мысль о льде как аналогии. Уникальная особенность льда состоит в том, что он тает. Решением проблемы стало производство частиц из сухого льда. Твёрдые частицы будут очищать детали и затем превращаться в газ и испаряться”. [4]

Применение синектики в решении инновационных проблем включают в себя следующие этапы:

  • ознакомление с проблемой;
  • уточнение проблемы;
  • решение проблемы.

Гордон сделал упор на необходимости предварительного обучения, использования специальных приемов и выделил 2 механизма творчества:

  • неоперационный механизм – неуправляемые процессы (интуиция, вдохновение);
  • операционный механизм – процессы, включающие в себя использование разного вида аналогий.

Гордон отмечал, что важно научится применять операционный механизм, ведь это обеспечивает повышение эффективности творчества и создаёт условия для проявления неоперационного механизма. То есть операционный механизм является первичным по отношению к неоперационному. Однако представляется, что первичным как раз выступает неоперационный механизм, так как именно вдохновение, интуиция, свободное размышление, воображение может привести к появлению неожиданных аналогий, метафор, сравнений и поиска неординарных решений. Необязательно, что научившись проводить аналогии, человек разовьет творческое мышление и будет способен к нестандартному решению проблем.

Из 4 видов аналогий (прямая, личная, фантастическая, символическая), которые выделил Гордон только при прямой аналогии операционный механизм скорей всего будет первичным. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть как окрашены минералы, цветы, птицы. Как видно, используя этот метод, человеку действительно сначала надо научиться проводить аналогии.

Поэтому при развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста и начальных классов в большей степени применим метод синектики в виде личной, фантастической и символической аналогии.

Мышление у детей более свободно, чем мышление взрослого человека. Оно еще не испорчено стереотипами, оно более независимо. Наблюдения показали, что в процессе работы полезно выдвигать совершенно нереальные идеи и предложения, что гораздо легче сделать ребенку, нежели взрослому. Верно отмечает Г.Л. Ильин в книге “Философия образования”, что “игровой характер творчества делает возможным соединение самых разнородный понятий и представлений, подобно тому как в детской игре окружающие ребенка вещи становятся чем угодно, в соответствии с фантазией ребенка”. [2]

Личная аналогия.

В основе личной аналогии лежит личностное представление себя кем-то или чем-то, умение “сопереживать” объекту в его состоянии, видеть, слышать и взаимодействовать с окружающим миром от имени объекта. Прием данного вида синектики у дошкольников возможен при организации игровых театрализованных проектов, будь то просмотр кукольного театра или участие самих детей в постановке сказки. Данная форма деятельности стимулирует развитие и проявление сочувствия, сопереживания в естественной и увлекательной форме игрового взаимодействия. Сюда же можно отнести и прослушивание сказок. Ведь цель сказки “заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Сказочники хлопочут о том, чтобы ребенок с малых лет научился мысленно участвовать в жизни воображаемых людей и зверей и вырвался бы этим путем за узкие рамки эгоцентрических интересов и чувств. А так при слушании сказки ребенку свойственно становиться на сторону добрых, мужественных, несправедливо обиженных …. – вся наша задача заключается в том, чтобы пробудить, воспитать, укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек – не человек”. [3]

Фантастическая аналогия.

При фантастической аналогии участники представляют себе объекты, предметы, явления в отрыве от существующих физических законов и воображают их такими, какими они хотели бы их видеть. Часто этот метод используют писатели фантасты при написании своих книг.

Применение данного вида синектики можно увидеть у поэта-педагога Вячеслава Лейкина при обучении детей писать прозу и стихи. Пример одного из его уроков: “Как я провел тридцать второе января”. Он предлагает детям написать “как я провел зимние каникулы”. В ответ на это дети бунтуют, что они замучены такими сочинениями в школе. Тогда педагог предлагает написать “как я провел 32 января”. Дети говорят, что такого не существует, но педагог предлагает договориться как будто бы такой день есть. Вот что получается у 11-летнего Севы:

“32 января, чтоб не было скучно, объявили новый день недели: восьмерду. А на дверях 448 объявление вывесили – “Занятия с утра до вечера по восьмердам”. Я обрадовался и побежал туда. Прибежал, – а там все спят. Я давай их будить. Первой Марьяна проснулась: – Что? – говорит, – Пожар?! Я говорю: – Сама ты – “пожар”. Сегодня же восьмерда! Марьяна так обрадовалась, что даже ручку проглотила. Вторым Вова проснулся : – Что такое? Почему? Кто? Я ему: – Сегодня восьмерда! Он тоже обрадовался и стал под Диму кнопку подсовывать. Тут и Дима проснулся и все проснулись. “Ура! – кричат. – Восьмерда!”

И началось. Вова вещал что-то гениальное сидя на лампе. Марьяна надела на голову корзину для бумаг и прикинулась привидением. Сева съел тетрадь и принялся за сумку… Потому что была восьмерда. И 32 января. И всем все было можно и нужно.” [1]

Символическая аналогия.

Символическая аналогия заключается в обнаружении парадоксов и конфликтов в привычных и понятных фразах. Это неожиданное определение предмета, показывающее его интересные и противоречивые стороны. Например, дерево – качающаяся твердыня.

Возвращаясь к детскому стихотворчеству, В. Лейкин использует такой прием СА:

детям от 10 до 13 лет был дан список самых обычных слов и им нужно было дать определение этим словам :

улыбка – гримаса, выражающая все: от смеха до презрения

кочерыжка – капустный скелет

фонарь – глаз темноты

время – то, что постоянно убивают, а оно живет.

Дети от 2 до 5:

страус – это жираф. Только птица она.

Ребенок, увидев поезд: “Вот откуда облака! Их паровоз делает!”.

Еще одним видом символической аналогии являются загадки. Как показывает практика, дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет), поняв методику придумывания загадок, вполне успешно могут придумывать эти загадки самостоятельно. Причем дети, в отличие от взрослых, не скованы рамками логики и готовы выдавать самые неожиданные версии. Например: загадка – зеленое, но не лист на дереве, ответ – арбуз. Придумывая эту загадку, ребенок 4х лет провел аналогию между арбузом – листом на дереве – зеленым цветом, выделив неожиданное определение арбуза и ничуть не смутившись довольно странной аналогии.

Итак, чтобы творчество было во взрослой жизни, его необходимо развивать в детстве. Метод синектики является одним из действенных методов развития творческих способностей как у детей, так и взрослых. Однако, стоит отметить, что данный метод довольно сложен в применении. Выдвижение идей и последующая их разработка во многом зависят от руководителя, его мастерства, такта, находчивости, от его умения стимулировать творческое воображение членов группы. Он должен овладеть искусством задавать вопросы, давать подсказки, уточнения, разъяснения, вставлять реплики, которые бы побуждали, стимулировали их фантазию, воображение. То есть применения метода синектики требует высокого мастерства руководителя.

Также необходимо создание такой атмосферы, где как взрослый, так и ребенок чувствовал бы себя комфортно, не боялся критики, слишком оригинальных, порой нелепых идей и не боялся рисковать. Ведь как говорил А.С. Макаренко “Отказаться от риска – значит отказаться от творчества”.

Литература

1. В. Лейкин “Каждый четверг в четыреста сорок восьмой”. СПб., Айю, 2000.

2. Г.Л. Ильн “Философия образования”. Изд-во “Вузовская книга”, 2002.

3. К. Чуковский “От двух до пяти”. Изд-во “Мелик-Пашаев” Москва, 2013.

4. Майкл Микалко, Игры для разума. Тренинг креативного мышления, СПб, “Питер”, 2007 г.

7.03.2014

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий