Пройти тест. Тест на логико-понятийное мышление (30 пар)*

В практике психодиагностики изучению мышления отводится одна из основных ролей. Диагностика этого психического процесса применима в самых разных случаях — в работе школьного психолога, при профессиональном отборе, в медицинской, судебной практике и многих других. делятся по своей направленности (какую характеристику мышления изучают) и по возрасту испытуемых, для которых они подходят. Методика «Сложные аналогии» — одна из самых используемых в арсенале практических психологов, поскольку информативными являются не только результаты тестирования, но и сам процесс исследования.

Для чего используется методика?

Методика «Сложные аналогии» предназначена для диагностики мышления, его словесно-логической составляющей. Она выявляет, насколько человек обладает умением понимать сложные логические отношения, выделять абстрактные связи. Этот вербальный тест предназначен для работы с подростками, юношами и взрослыми людьми, т.е. лицами старше 14 лет.

Методика «Сложные аналогии» способна выявлять такие как диффузность, соскальзывание умозаключений, нелогичность, растекаемость. Также эффективна для работы не только со здоровыми людьми, но и страдающим резонерством — нарушением мышления, что проявляется в склонности к пустым, поверхностным рассуждениям, многословии, отсутствии целостной мысли в высказывании.

1475660.jpg

Описание стимульного материала

Методика «Сложные аналогии» имеет в своем арсенале стимульный материал, состоящий из двадцати пар слов, объединенных определенной логической связью. Испытуемому предстоит определить ее и решить задачи. Всего типов шесть, они представлены в шифре-таблице с образцами логических связей. Работа человека заключается в определении зашифрованной связи в образцах и соотнесении с ними предложенных 20 пар слов. Например, в паре «Бодрый-вялый» присутствует противопоставление, эти слова — антонимы. В таблице шифра нужно найти такую же пару с противопоставлением понятий и отметить в бланке ответов соответствующую букву шифра. В данном случае паре соответствует шифр «Свет-темнота».

«Сложные аналогии», методика: бланк ее представляет собой две колонки: в левой представлены все 20 пар слов, в правой — буквы А, Б, В, Г, Д, Е, соответствующие одному из шифров. Чтобы показать связь между словами в первой колонке, нужно обвести букву шифра.

  • Шифр А обозначает логическую связь «один-множество» или «один — совокупность единиц», например, «глава-роман».
  • В шифре Б второе слово показывает, к какому классу явлений или предметов относится первое. Например, «пение-искусство».
  • Шифр В указывает на 2 слова, принадлежащих к одному классу, но второе больше по масштабам, чем первое. Например, «Море-океан».
  • Шифр Г представлен противоположными понятиями, например, «похвала-брань».
  • В шифре Д второе слово является последствием первого, например, «испуг-бегство».
  • Шифр Е — синонимы, например, «плакать-реветь».

1475651.jpg

Процедура проведения исследования

Методика «Сложные аналогии» предполагает инструктаж испытуемого перед началом тестирования: «Перед Вами таблица с 20 парами слов, которые связаны между собой логически. Они находятся в левой колонке. В правой — 6 букв, которые соответствуют типу логической связи. Вам необходимо определить, какая связь установлена между парой, и в таблице «Шифр» найти наиболее подходящую ей. После этого следует обвести букву из правой колонки, что соответствует выбранному вами типу связи из таблицы «Шифр». На всю работу у Вас 3 минуты.

В процессе тестирования важно обращать внимание на то, как испытуемый реагирует на задание, какие рассуждения он произносит вслух. По необходимости можно подсказать выполнение 1 задачи, чтобы проследить, правильно ли была понята инструкция, и в каком направлении мыслит человек. Далее он выполняет все самостоятельно.

Методика «Сложные аналогии»: интерпретация результатов

После того, как испытуемый закончил тестирование, нужно сперва подсчитать количество правильных ответов и выставить оценку. Если было дано менее 6 верных ответов — 0, 5 правильных ответов — 12-14, 9 попаданий — 19-20 баллов.

Если человек дал большинство правильных ответов, можно заключить, что ему доступно понимание логических связей, он может оперировать абстрактными понятиями.

Если испытуемый испытывает трудности на этапе инструкции, с трудом рассуждает вслух о том, как связаны между собой пары слов, выполняет большинство заданий только с помощью специалиста, можно делать выводы о низком уровне развития логического мышления, о трудности в понимании аналогий между абстрактными понятиями, о нелогичности рассуждений.

1475649.jpg

Стоит отметить, что даже взрослым бывает трудно справиться с некоторыми парами слов. Методика «Сложные аналогии» не совсем проста. Поэтому стоит особенно тщательно подойти к объяснению инструкции, убедиться, что человек правильно понял задание, и только потом приступать к его выполнению.

Тест «Сложные аналогии»

^ Диагностическая цель. Методика используется для выяснения того, насколько испытуемому доступно пони­мание сложных логических отношений и выделение аб­страктных связей.

^ Процедура тестирования. В «Образце» расположены 6 пар слов, каждой из которых присущи определенные отношения, например, «Овца- стадо» — часть и целое, «Малина- ягода»- определение, «Море- океан» — различаются в количественном отношении и т. д. В час­ти «Материал» расположены пары слов, принцип связи которых испытуемые должны сопоставить с одним из образцов, например, «Глава — роман» аналогично «Овца — стадо» (указать номер аналогичного образца: «Глава — роман» — 1).

Инструкция. «На бланке перед вами 20 пар, состоя­щих из слов, которые находятся между собой в логичес­кой связи. Напротив каждой пары 6 цифр, которые обо­значают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 ти­пов и соответствующие им цифры приведены в таблице «Образец». Вы должны, во-первых, определить отноше­ние между словами в паре. Затем подобрать наиболее близ­кую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из табли­цы «Образец». И после этого в цифровом ряду обвести кружком ту из цифр, которая соответствует найденному в таблице «Образец» аналогу. Время выполнения зада­ния — 3 минуты».

Образец:

Овца — стадо — 1 Малина — ягода — 2 Море — океан — 3 Свет — темнота -4 Отравление — смерть -5 Враг — неприятель -6

Стимульный материал:

Обработка и анализ результатов. Проверить правиль­ность ответов и уровень развития логического мышле­ния по «ключу» (табл. 24).

Анализ результатов производится с помощью табл. 25.

Таблица 24

^ Ключ к методике «Сложные аналогии»

5
5

Таблица 25

^ Уровень развития понятийного мышления по методике «Сложные аналогии»

Низкая норма, часто «путано», неточно выражает свои мысли и неверно понимает чужие сложные рассуждения

Методика «Числовые ряды», или Оценка математического мышления

Диагностическая цель. Исследование логического ас­пекта математического мышления.

^ Инструкция (взрослый вариант). «Вам предъявлены 7 числовых рядов. Вы должны найти закономерности по­строения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы — 5 минут».

^ Стимульный материал. Лист бумаги с напечатанными на нем примерами. Числовые ряды

^ Обработка результатов производится по ключу: Оценка проводится по количеству правильно написан­ных чисел. Норма взрослого человека — 3 и выше.

^ Интерпретация результатов. Если испытуемый зат­рудняется ответить при решении подобных задач, это может обозначать, что он плохо анализирует цифровой материал, не видит в нем скрытых закономерностей, по­этому не может ими пользоваться, следовательно, его логическое мышление в математике развито слабо.

Тест «Индивидуальные стили мышления» (А. Алексеева, Л. Громовой)

Диагностическая цель. Исследование индивидуальных особенностей мышления.

Инструкция. «Этот тест предназначен для того, что­бы помочь определить предпочитаемый вами способ мыш­ления, а также манеру задавать вопросы и принимать решения. Среди предлагаемых на выбор ответов нет пра­вильных или неправильных. Максимум полезной инфор­мации вы получите в том случае, если будете как можно точнее сообщать об особенностях вашего реального мыш­ления, а не о том, как по-вашему следовало бы мыслить.

Каждый пункт данного опросника состоит из утверж­дения, за которым следуют пять его возможных оконча­ний. Ваша задача — указать ту степень, в которой каж­дое окончание применимо к вам. На опроснике в квадра­тах справа от каждого окончания проставьте номера — 5, 4, 3, 2 или 1, указывающие на ту степень, в какой данное окончание применимо к вам: от 5 (более всего подходит) до 1 (менее всего подходит).

Каждый номер (балл) должен быть использован толь­ко один раз. Каждое из пяти окончаний в группе должно получить номер.

Пример:

Когда я читаю книгу по специальности, я обращаю внимание главным образом на:

Если вы уверены, что поняли приведенную выше ин­струкцию, продолжайте работать дальше».

^ Стимульный материал.

Текст опросника

Когда между людьми имеет место конфликт на поч­ве идей, я отдаю предпочтение той стороне, которая:

1) устанавливает, определяет конфликт и пытается выразить его открыто;

Б

Когда я начинаю работать над проектом в составе группы, самое важное для меня:

В

Вообще говоря, я усваиваю новые идеи лучше всего, ког­да могу:

Для меня графики, схемы, чертежи в книгах или ста­тьях обычно: Д

Если бы мне предложили провести какое-то исследо­вание, я, вероятно, начал бы с…

Е

Если бы мне пришлось собирать от членов какой-то организации информацию, касающуюся ее насущных про­блем, я предпочел бы:

5) попросить членов организации предоставить мне (желательно в письменной форме) всю относящуюся к делу информацию, которой они располагают.

^ Вероятно, я буду считать что-то правильным, истин­ным, если это «что-то»:

3

Когда я на досуге читаю журнальную статью, она бу­дет скорее всего:

и

Когда я читаю отчет о работе, я обращаю внима­ние на…

К

Когда передо мной поставлена задача, первое, что я хочу узнать — это:

  1. каков наилучший метод для решения этой задачи;

Л

Обычно я узнаю максимум о том, как следует делать что-то новое, благодаря тому что:

М

Если бы мне пришлось проходить испытания или сда­вать экзамен, я предпочел бы:

Н

Люди, особые качества которых я уважаю больше все­го, это, вероятно, „.

О

Вообще говоря, я нахожу теорию полезной, если она…

П

Когда я читаю книгу (статью), выходящую за рамки моей непосредственной деятельности, я делаю это глав­ным образом из-за…

Р

Когда я читаю статью по дискуссионному вопросу, то предпочитаю, чтобы в ней:

С

Когда я впервые подхожу к какой-то технической про­блеме, я, скорее всего, буду:

Т

Вообще говоря, я более всего склонен к тому, чтобы:

  1. находить уже существующие методы, которые ра­ботают, и использовать их как можно лучше;

^ Обработка результатов . А теперь, пожалуйста, пе­ренесите ваши ответы в соответствующие квадратики на бланке дешифратора и суммируйте баллы сначала по строкам, а затем — по столбцам, следуя указаниям на этом бланке.

Перепишите ваши оценки в пять пустых квадратов, расположенных ниже.

Итак, самая трудная работа позади. Теперь необходи­мо оценить полученные результаты и дать им содержа­тельную интерпретацию.

Но прежде — проверьте качество своей работы. Пять ваших оценок, записанных в обозначенных буквами квад­ратах (С, И, П, А, Р) нижней части бланка-дешифратора (рис. 1), в сумме должны составить 270 баллов.

В ином случае вам придется проверить свою «бухгал­терию»: сначала — по вертикали, а затем, в случае необ­ходимости, и по горизонтали. Если и это не поможет найти ошибку, остается одно — проверить правильность ваших ответов (в смысле соблюдения инструкции) на каждый пункт опросника. Так или иначе, нужно добиться вы­полнения условия «С + И + П + А + Р = 270».

^ Интерпретация результатов.

Как вы уже, наверное, догадались, буквы есть не что иное, как начальные буквы названий стилей мышления. С — синтетический стиль; И — идеалистический стиль; П — прагматический стиль; А — аналитический стиль; Р — реалистический стиль.

^ Синтетический стиль мышления проявляется в том, чтобы создавать что-то новое, оригинальное, комби­нировать несходные, часто противоположные идеи, взгляды, осуществлять мысленные эксперименты.

^ Идеалистический стиль мышления проявляется в склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осу­ществления детального анализа проблем. Особенность идеалистов — повышенный интерес к целям, потребно­стям, человеческим ценностям, нравственным пробле­мам; они учитывают в своих решениях субъективные и социальные факторы, стремятся сглаживать противоре­чия и акцентировать сходство в различных позициях, легко, без внутреннего сопротивления воспринимают раз­нообразные идеи и предложения, успешно решают та­кие проблемы, где важными факторами являются эмо­ции, чувства, оценки и прочие субъективные моменты, порой утопически стремясь всех и все примирить, объе­динить. «Куда мы идем и почему?» — классический воп­рос идеалистов.

^ Прагматический стиль мышления опирается на не­посредственный личный опыт, на использование тех ма­териалов и информации, которые легко доступны, стре­мясь как можно быстрее получить конкретный резуль­тат (пусть и ограниченный), практический выигрыш. Девиз прагматиков: «Что-нибудь да сработает», «Годит­ся все, что работает». Поведение прагматиков может ка­заться поверхностным, беспорядочным, но они придер­живаются установки: события в этом мире происходят несогласованно, и все зависит от случайных обстоятельств, поэтому в непредсказуемом мире надо просто пробовать: «Сегодня сделаем так, а там посмотрим…» Прагматики хорошо чувствуют конъюнктуру, спрос и предложение, успешно определяют тактику поведения, используя в свою пользу сложившиеся обстоятельства, проявляя гибкость и адаптивность.

^ Аналитический стиль мышления ориентирован на си­стематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективны­ми критериями. Аналитик склонен к логической, мето­дичной, тщательной (с акцентом на детали) манере реше­ния проблем. Прежде чем принять решение, аналитики разрабатывают подробный план и стараются собрать как можно больше информации, объективных фактов, исполь­зуя и глубокие теории. Они воспринимают мир логич­ным, рациональным, упорядоченным и предсказуемым, поэтому склонны искать формулу, метод или систему, способную дать решение той или иной проблемы и подда­ющуюся рациональному обоснованию.

Реалистический стиль мышления ориентирован толь­ко на признание фактов, и «реальным» является только то, что можно непосредственно почувствовать, лично уви­деть или услышать, прикоснуться и т. п. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях достиже­ния определенного результата. Проблема для реалистов возникает всякий раз, когда они видят, что нечто явля­ется неправильным и хотят это нечто исправить.

Таким образом, можно отметить, что индивидуальный стиль мышления влияет на способы решения проблем, на способы поведения, на личностные особенности человека.

Если вы набрали от 60 до 65 баллов в качестве оценки любого стиля мышления, это означает, что вы отдаете умеренное предпочтение этому стилю (или стилям). Ина­че говоря, при прочих равных условиях вы будете пред­расположены использовать этот стиль (или стили) боль­ше (или чаще) других.

Если вы набрали от 66 до 71 баллов, значит, вы оказы­ваете сильное предпочтение такому стилю (или стилям) мышления. Вероятно, вы пользуетесь данным стилем си­стематически, последовательно и в большинстве ситуаций.

Если же ваша оценка по какому-то стилю составила 72 балла и больше, тогда у вас очень сильное предпочте­ние этого стиля мышления. Фактически вы ему преданы.

Теперь, если вы получите одну или несколько высо­ких оценок по каким-то стилям мышления, у вас непре­менно окажется одна или даже несколько низких оценок по другим стилям. Тогда, если ваша оценка по какому-либо стилю находится в пределах от 43 до 48 баллов, для вас характерно умеренное пренебрежение этим стилем мышления. То есть при прочих равных условиях, вы, по возможности, будете избегать его при решении значимых для вас проблем.

Если вы набрали от 37 до 42 баллов, у вас, скорее всего, стойкое игнорирование такого стиля мышления. Наконец, если ваша оценка равна 36 баллам или мень­ше, этот стиль вам абсолютно чужд, вы, вероятно, не пользуетесь им практически нигде и никогда, даже если он является лучшим подходом к проблеме при данных обстоятельствах.

Методика «Интеллектуальная лабильность»

Диагностическая цель: прогноз успешности в професси­ональном обучении, освоении нового вида деятельности.

Процедура. Методика требует от испытуемого высокой концентрации внимания и быстроты действий. Обследуе­мые должны за несколько секунд выполнить несложные задания, которые будет зачитывать экспериментатор. Об­следование можно проводить как индивидуально, так и в группе.

^ Инструкция испытуемому: Будьте внимательны, ра­ботайте быстро. Не переспрашивайте, два раза повторять не буду. Приступайте к выполнению задания только тог­да, когда я скажу: «Начинайте!», а при слове «Стоп» — заканчивайте.

^ Вопросы теста

^ Обработка результатов. Оценка производится по ко­личеству ошибок. Ошибкой считается пропущенное за­дание. Нормы выполнения:

0-4 ошибки — высокая лабильность, хорошая способ­ность к обучению; 5-9 ошибок — средняя лабильность; 10 и более ошибок — низкая лабильность, трудности в переобучении. 15 и более ошибок — малый успех в лю­бой деятельности.

Бланк ответов

Ф. И. О.

Дата

Итоговый балл

694536_html_761159d3.jpg4.3. Диагностика личностных качеств, интересов и склонностей

Методика «Личностный дифференциал»

Методика личностного дифференциала (ЛД) разрабо­тана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о

694536_html_m63cb9714.jpgструктуре личности. Методика ЛД адаптирована сотруд­никами психоневрологического института им. В. М. Бех­терева. Целью ее разработки являлось создание компакт­ного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных от­ношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике.

^ Процедура отбора шкал ЛД. ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобраз­ной «модели личности», существующей в культуре и раз­вивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта.

Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических фак­торов семантического дифференциала:

Случайным образом исходный набор черт был разбит на 6 списков по 20 черт. Применялись три параллельных ме­тода классификации черт внутри каждого из этих списков.

  1. Оценка испытуемыми (по 100-балльной шкале) ве­роятности того, что человек, обладающий свойствами лич­ности ^ А, обладает и свойствами личности В. В результате усреднения вероятностей индивидуальных оценок полу­чены обобщенные показатели представлений о сопряжен­ности черт личности, составляющих так называемую им­плицитную структуру личности, свойственную для всей выборки в целом.

3. 120 черт личности оценивались по 3 шкалам (7-бал­льным), представляющим факторы семантического диф­ференциала, оценки усреднялись.

В ЛД отобрана 21 личностная черта. В нескольких слу­чаях исходный список не содержал одного из членов тре­буемой антонимичной пары и был дополнен. Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности.

^ Интерпретация факторов ЛД. При применении ЛД для исследования самооценок значения фактора Оценки (О) результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что ис­пытуемый принимает себя как личность, склонен осоз­навать себя как носителя позитивных, социально жела­тельных характеристик, в определенном смысле удовлет­ворен собой.

Низкие значения фактора О указывают на критичес­кое отношение человека к самому себе, его неудовлетво­ренность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень при­нятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невроти­ческих или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.

При использовании ЛД для измерения взаимных оце­нок фактор О интерпретируется как свидетельство уров­ня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (-) — его отвержению.

Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о раз­витии волевых сторон личности, как они осознаются са­мим испытуемым. Его высокие значения говорят об уве­ренности в себе, независимости, склонности рассчиты­вать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтро­ле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор С выявляет отношения доминирования-подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.

Фактор Активности (А) в самооценках интерпрети­руется как свидетельство экстравертированности лично­сти. Положительные (+) значения указывают на высо­кую активность, общительность, импульсивность; отри­цательные (-) — на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во вза­имных оценках отражается восприятие людьми личност­ных особенностей друг друга.

При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реально­му положению дел, но часто сами по себе имеют перво­степенное значение.

^ Использование метода ЛД. ЛД может быть использо­ван во всех тех случаях, когда необходимо получить ин­формацию о субъективных аспектах отношений испытуе­мого к себе или к другим людям. В этом отношении ЛД сопоставим с двумя категориями психодиагностических методов — с личностными опросниками и социометричес­кими шкалами. От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные са­мосознания. Некоторые традиционные, получаемые с по­мощью опросников характеристики личности могут быть получены и с помощью ЛД. Уровни самоуважения, доми­нантности-тревожности и экстраверсии-интроверсии явля­ется достаточно важными показателями в таких клини­ческих задачах, как диагностика неврозов, пограничных состояний, дифференциальная диагностика, исследование динамики состояния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т. д. Краткость метода позволяет использовать его не только самостоятельно, но и в комплексе с иными диагностическими процедурами.

От социометрических методов ЛД отличается много­мерностью характеристик отношений и большей их обоб­щенностью. Как метод получения взаимных оценок ЛД можно рекомендовать к применению в двух областях: в групповой и семейной психотерапии.

В групповой психотерапии ЛД может быть использован для исследования таких сторон личности и группового про­цесса в целом, как повышение уровня принятия членами группы друг друга, сближение реальных и ожидаемых оце­нок, уменьшение зависимости от психотерапевта и т. д.

Опросник для оценки своей настойчивости

Инструкция. Вам предлагается ряд ситуаций. Пред­ставьте себя в этих ситуациях и оцените, насколько они для вас характерны. Если вы согласны с утверждением, поставьте знак « + », если не согласны — знак «-».

Текст опросника

Обработка результатов. По 1 баллу начисляется за ответы «Да» по позициям: 1, 2, 4, 8, 9, 13, 14, 16, 17 и за ответы «Нет» по позициям: 3, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 15, 18.

Чем больше сумма набранных по всем позициям бал­лов, тем больше у обследованного выражена самооценка настойчивости, свидетельствующая о его склонности до­водить начатое дело до конца.

Методика «Исследование ригидности»

Диагностическая цель. Методика предназначена для диагностики ригидности. Ригидность является чертой личности, единодушно относимой психологами к числу наиболее важных. Она представляет собой затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намечен­ной человеком программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Или, иначе гово­ря, ригидность — тенденция к сохранению своих устано­вок, стереотипов, способов мышления, неспособность из­менить личную точку зрения

Методика представляет собой перечень утверждений, с которыми испытуемый может согласиться или нет.

Текст опросника

^ Содержание утверждений Да Нет

«Нет»: 1, 4, 6, 8, 9, 11, 13, 14, 18, 20, 23, 26, 27, 30, 31, 33, 34, 38, 39, 40, 43, 44, 46, 48, 50.

«Да»: 2, 3, 5, 7, 10, 12, 15, 16, 17, 19, 21, 22, 24, 25, 28, 29, 32, 35, 36, 37, 41, 42, 45, 47, 49.

^ 0-13 баллов — свидетельствуют о мобильности ис­пытуемого;

14-27 баллов — испытуемый проявляет черты ри­гидности;

28-40 баллов — позволяют говорить о ригидности.

Методика «Измерение рациональности»

^ Диагностическая цель. Методика направлена на изу­чение особенностей личности, определяющих в какой-то степени способ принятия решения и способ выбора цели.

Методика состоит из двух частей — «а» и «б».

</td>

Методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначается для испытуемых подросткового возраста и взрослых.

Описание теста

Методика состоит из 20 пар слов-логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача – определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «шифр » – таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е.

Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «шифр » пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «шифр». Время выполнения задания ограничено тремя минутами .

Инструкция к тесту

«На бланке перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «шифр ».

Вы должны во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «шифр». И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «шифр» аналогу. Время выполнения задания- 3 минуты».

Тестовый материал

Шифр

A . Овца – стадо

Б . Малина – ягода

B . Море – океан

Г . Свет – темнота

Д . Отравление – смерть

Е . Враг – неприятель

Пары слов

  1. Испуг – бегство
  2. Физика – наука
  3. Правильно – верно
  4. Грядка – огород
  5. Пара – два
  6. Слово – фраза
  7. Бодрый – вялый
  8. Свобода – воля
  9. Город – страна
  10. Похвала – брань
  11. Месть – поджог
  12. Десять – число
  13. Плакать – реветь
  14. Глава – роман
  15. Покой – движение

Необходимо зарегистрироваться

Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

Внимание! 1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото . Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23 ” или “Мужчина, 31 “. 2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте. 3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей ” и “Доступ в любое время ” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1). 4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.

Ключ к тесту

Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.

Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.

Наибольшее информативное значение имеет рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий «бережливость – скупость», «прохлада – мороз».

Источники

</ol>

  • Сложные аналогии / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.131-133.

Методика, предложенная Э.А.Коробковой, направлена на выявление того, в какой мере испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Кроме того, методика провоцирует проявления резонерства у больных, склонных к нему.

Для проведения опытов нужен бланк:

    Овца ‑ стадо

    Малина ‑ ягода

    Море ‑ океан

    Свет ‑ темнота

    Отравление ‑ смерть

    Враг – неприятель

    </ol>

    испуг ‑ бегство

    слово ‑ фраза

    физика ‑ наука

    бодрость ‑ вялость

    правильно ‑ верно

    свобода ‑ независимость

    месть ‑ поджог

    праздность ‑ безделье

    бережливость ‑ скупость

    глава ‑ роман

    десять ‑ число

    покой ‑ движение

    грядка ‑ огород

    прохлада ‑ мороз

    похвала ‑ брань

    обман ‑ недоверие

    пара ‑ два

    пение ‑ искусство

    Методику можно применять при исследовании испытуемых, имеющих не менее 7 классов образования, но чаще всего ввиду очень большой трудности ее применяют при исследовании испытуемых со средним и высшим образованием.

    Инструкция : «Давайте рассмотрим, какая связь между этими парами слов (вверху)», и подробно характеризуют принцип связи каждой пары. Так, например, ему объясняют, что «свет ‑ темнота» ‑ противоположные понятия, «отравление ‑ смерть» имеют причинно-следственную связь, «море ‑ океан» имеют количественное отличие. После этого испытуемому предлагают прочесть каждую пару из расположенных внизу, сказать, к какой паре из числа верхних она относится и назвать принцип этой связи. Больше никаких объяснений экспериментатор не дает, а только записывает решения испытуемого, пока он не делает 2‑3 попыток самостоятельного решения. В случае, если эти первые решения свидетельствуют о том, что испытуемый задачу не понял, экспериментатор дает повторные объяснения и вместе с испытуемым решает 2‑3 задачи. Правильное решение задачи должно иметь примерно такую форму «физика ‑ наука» соответствует паре «малина ‑ ягода», потому что физика ‑ одна из наук, так же как малина ‑ это один из видов ягод. Или: «испуг ‑ бегство» соответствует «отравление ‑ смерть», потому что и там и здесь причинно-следственные отношения.

    Если же испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, это еще не дает права делать вывод об интеллектуальном снижении; многие психически здоровые люди с трудом выполняют это задание. Нужно подвергнуть анализу ошибки, вернее, весь ход рассуждений испытуемого. Чаще всего эта методика оказывается полезной для выявления соскальзываний, внешних пара-логичных умозаключений, т. е. той растекаемости мышления, которая наблюдается при шизофрении. Больной, например, начинает пространно рассуждать о том, что «испуг ‑ бегство» соответствует паре «враг ‑ неприятель», потому что во время войны такое бывает, или отвечает, что «физика ‑ наука» соответствует понятиям «свет ‑ темнота», так как это понятия, изучаемые физикой, и т.д.

    ФОРМА ПРОТОКОЛА К МЕТОДИКЕ «СЛОЖНЫЕ АНАЛОГИИ»

    Примечание. В этом протоколе лучше записывать обе соотносимые пары слов (а не номер задачи) во избежание возможных ошибок. Обсуждение следует записывать полностью. Можно в одной графе чередовать реплики и вопросы экспериментатора (заключая их в скобки) и ответы испытуемого.

    Цель : методика используется для выяснения того, насколько испытуемому доступно понимание логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначается для испытуемых подросткового возраста и взрослых.

    Описание . Методика состоит из 20 пар слов – логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача – определить, какой из типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «Шифр» – таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е.

    Испытуемый должен определить отношение между в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «Шифр» – пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая найденному аналогу из таблицы «Шифр». выполнения ограничено тремя минутами.

    Материал . Бланк методики, бланк протокола регистрации ответов.

    Инструкция . «На бланке перед вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «Шифр».

    Вы должны, во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «Шифр». И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «Шифр» аналогу. Время выполнения задания – 3 минуты».

    Материал к методике Шифр

    • А. Овца – стадо
    • Б. Малина – ягода
    • В. Море – океан
    • Г. Свет – темнота
    • Д. Отравление – смерть
    • Е. Враг – неприятель
    1. Испуг – бегство А Б В Г Д Е
    2. Физика – наука А Б В Г Д Е
    3. Правильно – А Б В Г Д Е
    4. Грядка – огород А Б В Г Д Е
    5. Пара – два А Б В Г Д Е
    6. Слово – фраза А Б В Г Д Е
    7. Бодрый – А Б В Г Д Е
    8. Свобода – воля А Б В Г Д Е
    9. Страна – город А Б В Г Д Е
    10. Похвала – брань А Б В Г Д Е
    11. Месть – поджог А Б В Г Д Е
    12. Десять – А Б В Г Д Е
    13. Плакать – реветь А Б В Г Д Е
    14. Глава – А Б В Г Д Е
    15. Покой – движение А Б В Г Д Е
    16. Смелость – геройство А Б В Г Д Е
    17. Прохлада – А Б В Г Д Е
    18. Обман – недоверие А Б В Г Д Е
    19. Пение – искусство А Б В Г Д Е
    20. Тумбочка – шкаф А Б В Г Д Е

    Ключ

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
    Д Б Е А Е А Г Е В Г Д Б Е А Г Е В Д Б В

    Анализ результатов

    Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логически объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.

    Оцените статью
    Рейтинг автора
    5
    Материал подготовил
    Илья Коршунов
    Наш эксперт
    Написано статей
    134
    Добавить комментарий