Всем привет!
Небольшой обзор на интересный комплект лампового предварительного усилителя для домашней аудиосистемы. Это самый-самый дешевый вариант с Алиэкспресс. Бывает в нескольких вариациях, собранный и в виде комплекта для пайки, а также с измененной схемотехникой. В том числе попадают комплекты на базе ламп 6J1, 6J2, 6J5 и так далее, видимо, что достали из загашника.
И для ценителей
Есть смысл брать уже собранный, так как возни со сборкой будет прилично. А еще смотрите отзывы и лучше брать с отправкой из Москвы (из России), так как в этом случае лампы будут целее. Тоже самое, но в корпусе стоит в 2-3 раза дороже. По ламповым аудиоусилителям есть отдельная статья по выбору.
Характеристики: Тип: ламповый предварительный усилитель Тип ламп: 6j1 или 6j2, две штуки Питание:12А 1А, джек 5525 Каналы аудио: два, стерео. Регулировка: да Размеры: 77 x 75 x 52mm
На фотографии дополнительно компактный усилитель мощности VHM-338 (Class-D, Bluetooth 5.0, 2x100W, USB, AUX), который я использую для работы в связке с ламповым предусилителем. В этом случае выход с лампового преда подключается на вход AUX VHM-338. В такой связке уже можно раскачать колонки типа Radiotehnika S-90.
В комплекте была сама плата с распаянными компонентами, сокетами под лампы, а также две лампы. Запасных ламп не было, проводов для подключения тоже.
У меня в комплекте были пара ламп типа FE-6J2, но по отзывам могут быть и другие типы аналогичных ламп.
Обратите внимание, лампы идут с военной приемкой (китайской). Вот такая вот конверсия.
Мне повезло, что плата пришла в сборе. Было бы проблематично запаивать разъемы и сокеты для ламп. Да и прочей «рассыпухи» тут много. По сути собран каскад питания ламп и выходной каскад на биполярных транзисторах (класс АВ) с нулевым током покоя.
Маркировка на плате присутствует, но китайская. Слева входной блок (тюльпаны RCA красный и левый R/L каналы), справа — выходной блок (тюльпаны RCA красный и левый R/L каналы) аналогично.
В качестве фильтрации установлены восемь конденсаторов 470uF. Обратите внимание, внутри сокетов ламп впаяны синие светодиоды для подсветки ламп. Функции они не несут, просто красиво.
Выходные каскады усилителя собраны на комплиментарных парах транзисторов B647/D667.
В целом годный усилитель (особенно, если не забывать про стоимость $8), это дешевле оффлайновой цены одних ламп.
Лично мне не хватает корпуса для него. Плюс нужно будет искать ручку для потенциометра.
Аккуратно устанавливаем лампы в сокеты, внимательно смотрите место, где расположен «ключ».
Усилие при установке ламп не требуется, просто надежно и до конца фиксируйте ножки ламп в сокетах.
Внешний вид отпадный. Единственно, если и прятать усилитель в корпус, то таким образом, чтобы лампы были открыты или находились бы снаружи. Грех прятать такую красоту.
Подключение не хитрое — тюльпаны на вход-выход, и питание джек 5525 (5,5мм на 2,5 мм — стандартный). Блок питания подходит универсальный, или от домашних устройств типа настольной лампы. Потребляет не много, заявлено питание до 1А.
При повороте потенциометра усилитель включается. Сразу же загорается подсветка ламп. Смотрится необычно.
Я провел тест АЧХ — получилась практически линейная характеристика. Это идеальный предусилитель для наушников или домашней аудиосистемы.
Как было уже сказано где-то: “«Аппарат с совершенно сумасшедшей отработкой микродинамики – вибрации внутри основного тона толкаются друг с другом, создают незабываемую музыкальную картину. Микродинамика реально шикарна. Второй момент – это музыкальное разрешение – оно просто безумное, высочайшее» ©. Лампы дают бархатистые низы и прозрачные верхи — как раз то, что нужно для домашней аудиосистемы.
Ну и сразу ложка дегтя. Корпуса нет — нужно искать. Звук сильно зависит как от вашего источника (даже длинные провода могут «шуметь»), так и от блока питания (дешевое питание увеличивают гармонические искажения). В отзывах встречал про разбитые лампы (правда продавцы охотно меняют их, но это потерянное время). Могут быть непропаи в плате в транзисторном каскаде или в цоколях ламп, так как это все паяется в ручную. Из-за этого тоже могут быть вопросы к звуку.
Ну а в целом, это самый годный усилитель на лампах за свои $8…$10. Дешевле просто нет.
Сделать усилитель непросто. Сделать хороший усилитель еще труднее. Но из трех предложенных схем одна наверняка вам понравится. При переходе на более высокий уровень не придется менять ни шасси, ни трансформаторы, ни лампы.
Свобода выбора — не только философское понятие, но и мощный стимул для творчества. Особенно в нашем деле, когда желания не всегда совпадают с возможностями. Действительно, иногда приходится отказываться от весьма соблазнительного проекта из-за отсутствия нужных ламп или трансформаторов. А бывает, что в схеме какая-нибудь мелочь не нравится — хочется триоды на выходе, а предлагают пентоды, или наоборот. Вот если бы все то же самое, но с перламутровыми пуговицами…
Свобода выбора — не только философское понятие, но и мощный стимул для творчества. Особенно в нашем деле, когда желания не всегда совпадают с возможностями. Действительно, иногда приходится отказываться от весьма соблазнительного проекта из-за отсутствия нужных ламп или трансформаторов. А бывает, что в схеме какая-нибудь мелочь не нравится — хочется триоды на выходе, а предлагают пентоды, или наоборот. Вот если бы все то же самое, но с перламутровыми пуговицами…
Мы решили разработать схему-трансформер, чтобы, имея силовые и выходные трансформаторы плюс определенный набор ламп, вы легко смогли бы преобразовать один вариант в другой. Здесь открывается безграничный простор для реализации собственной звуковой концепции, поскольку вы всегда можете остановиться на той, которая вам больше понравится. Поскольку нельзя объять необъятное, мы приведем лишь три схемы, основанные на принципе разумного компромисса.
Во всех трех вариантах на входе установлен высокочастотный пентод с короткой характеристикой 6Ж8 в триодном включении. Он выполнен в металлическом экранированном корпусе и очень линеен на малых уровнях сигнала. В качестве драйвера/ фазоинвертора лучшим оказался октальный двойной триод 6Н8С — с малым коэффициентом усиления, хорошей линейностью и приличным током анода.
В качестве выходных ламп мы предпочли лучевой тетрод Г807 или его октальную версию 6П7С. Благодаря своей конструкции и очень глубокому вакууму, на наш взгляд, он значительно превосходит по прозрачности звучания такие известные лампы, как 6П3С, 6П3СЕ, 5881, 6L6, КТ66, КТ88, 6550, EL34.
Если вы станете придерживаться перечисленных ниже рекомендаций, то успех в построении усилителя будет гарантирован. Для краткости изложения излагаем их конспективно.
1. Усилители выполняются в виде моноблоков, и каждая схема приводится для одного из них.
2. Корпус усилителя (шасси), а также крепежные элементы трансформаторов изготавливаются из немагнитного материала (медь, латунь, алюминий).
3. Сердечники трансформаторов, как силовых, так и выходных, собираются из пластин Ш и П толщиной 0,35 — 0,55 мм.
4. Силовые трансформаторы должны иметь малый ток х.х. и работать при пониженной индукции.
5. Выходные трансформаторы должны работать на линейном участке характеристики, обладать хорошими фазовыми и частотными свойствами, как на низких, так и на высоких частотах, при этом количество секций обмоток должно быть минимально возможным.
6. Переходные конденсаторы желательно применять фольговые, бумаго-масляные или с пропиткой церезином, из отечественных — КБФ, из импортных — Jensen, в крайнем случае, полипропиленовые, отечественные К78-2, импортные Multicap, Relcap и т.д.
7. Не следует пренебрегать качеством резисторов. Избегайте металлооксидных МЛТ и им подобных. Лучшие результаты в этих схемах показали углеродистые типа С1-4, ВС, БЛП или их импортные аналоги, возможно также применение танталовых резисторов.
8. Диоды выпрямителя должны быть быстродействующими Ultra-Fast или FRED (Fast Recovery Diodes).
9. Высоковольтные электролитические конденсаторы в блоке питания из отечественных, лучше К50-27, импортные — Black Gate Rubycon, Elna Cerafine. Желательно шунтирование высоковольтных электролитов металло-бумажными типа К42, выполненными в немагнитных корпусах емкостью не менее 4 мкФ, и слюдяном типа КСО емкостью 0,01 мкФ.
Низковольтные электролиты в катодных цепях очень влияют на звук. Из отечественных рекомендуем К50-24, но лучше импортные Black Gate Rubycon, Elna Cerafine. Учтите, что двум последним нужно время, чтобы «разыграться», и все свои способности они покажут после двух-трехчасового разогрева. Катодные конденсаторы должны быть зашунтированы металло-бумажным типа К42 емкостью не менее 1 мкФ и слюдяным КСО емкостью 0,01 мкФ.
10. Лампы следует применять октальные, как можно более старых лет выпуска, 1950 — 1975 гг.
11. В качестве монтажных проводов из отечественных лучше поискать МГТФ 0,35 мм2, МПО 0,75 — 1,5 мм2 (они бывают на радиорынках и стоят недорого). Импортные — Kimber, XLO и др. Все соединения длиннее 5 см должны быть выполнены витыми парами.
12. Монтаж следует делать объемным навесным, с максимальным использованием выводов самих деталей.
13. Не экономьте на входных и выходных разъемах, держателях предохранителей, выключателях и сетевых гнездах — их качество не только сказывается на надежности изделий, но и влияет на звук.
14. Земля присоединяется к корпусу только в одной точке — около входной лампы.
15. Все пайки выполняются припоем ПОС-61 или импортным хорошего качества. Пайка должна быть каплевидной, блестящей. Если пайка имеет матовую структуру, это говорит о перегреве и кристаллизации припоя либо о его низком качестве, что не замедлит сказаться и на звуке. Подберите нужную температуру жала паяльника — схемы регуляторов не раз публиковались в «Радио». Лучше всего приобрести паяльную станцию с регулятором и стабилизатором температуры. В качестве флюса настоятельно рекомендуем канифоль сосновую высшего качества.
Итак, приступим к рассмотрению схем. Начнем с рис. 1.
Таблица к схеме 1. | |||
---|---|---|---|
Сопротивления | |||
R1 | 47k | Alps | |
R2 | 470k | 1/4 w | углерод |
R3 | 15,5k | 2 w | углерод |
R4, R11 | 300 | 1/4 w | углерод |
R5 | 10k | 2 w | углерод |
R6, R10 | 160k | 1/4 w | углерод |
R7, R8 | 20k | 4 w | углерод |
R12, R14 | 100k | 1/4 w | углерод |
R13 | 10k | 1 w | СП4-1 |
R15, R16 | 1k | 1/4 w | углерод |
R17, R18 | 100 | 1/4 w | углерод |
R19 | 50 | 4 w | углерод |
R20 | 100k | 2 w | углерод |
R21 | 3k | 2 w | углерод |
Конденсаторы | |||
С1, C9 | 0,01 | КСО, СГМ (слюда) | |
С2, C10 | 1 мкФ | К42 (бумага) | |
С3, C11 | 4700 мкФ х 16 В | К50-24, Black Gate, Elna | |
С4, C8 | 1 мкФ | МБМ, К42 | |
С5 | 100 мкФ х 450 В | К50-27, Black Gate, Elna | |
C6,C12,C13,C14 | 1 мкФ х 450 В | К78-2, КБФ, Jensen | |
С7, C15, C16 | 220 мкФ х 450 В | К50-27, Black Gate, Elna | |
С17 | 4 мкФ х 450 В | МБМ, К42-11 (бумага) | |
С18, C19 | 100 мкФ х 100 В | К50-27 | |
C20 | 0,01 | КСО, СГМ (слюда) | |
Полупроводники | |||
VD1 — VD4 | MUR 4100 | Motorola | |
VD5 — VD8 | MUR 1100 | Motorola | |
VD9, VD10 | КС 518А | стабилитрон | |
Лампы | |||
V1 | 6Ж8 | ||
V2 | 6Н8 | ||
V3, V4 | Г807, 6П7 |
Входной каскад выполнен на лампе 6Ж8 в триодном включении без местной обратной связи. Несамобалансирующийся драйвер (он же фазоинвертор) построен на двойном триоде 6Н8С без обратной связи. Выходные лампы Г807 включены триодами, их смещение фиксированное. Настройка усилителя проста: нужно лишь добиться подстрочным резистором R13 одинаковой амплитуды сигнала частотой 1000 Гц на первом и втором аноде лампы 6Н8С, а также установить ток покоя выходных ламп Г807 в пределах 40 — 50 мА путем подбора одного из стабилитронов смещения в блоке питания. Внимание! Недопустимо включение анодного напряжения, пока вы не убедились в наличии отрицательного смещения на сетках выходных ламп.
Схема №2, рис. 2.
Таблица к схеме 2. | |||
---|---|---|---|
Сопротивления | |||
R1 | 47k | Alps | |
R2 | 470k | 1/4 w | углерод |
R3 | 15,5k | 2 w | углерод |
R4 | 300 | 1/4 w | углерод |
R5 | 10k | 2 w | углерод |
R6 | 160k | 1/4 w | углерод |
R7, R8 | 20k | 4 w | углерод |
R9 | 5k | 4 w | подбирается |
R10, R11 | 100k | 1/4 w | углерод |
R12, R13 | 1k | 1/4 w | углерод |
R14, R15 | 100 | 1/4 w | углерод |
R16 | 100k | 2 w | углерод |
R17 | 50 | 4 w | углерод |
R18, R19 | 33k | 1/2 w | |
R20 | 11k | 2 w | |
R21 | 1k | 2 w | |
Конденсаторы | |||
С1 | 0,01 | КСО, СГМ (слюда) | |
С2 | 1 мкФ | К42 (бумага) | |
С3 | 4700 мкФ х 16 В | К50-24, Black Gate, Elna | |
С4,C8 | 1 мкФ | МБМ, К42 | |
С5 | 100 мкФ х 450 В | К50-27, Black Gate, Elna | |
C6,C9,C10 | 1 мкФ х 450 В | К78-2, КБФ, Jensen | |
С7,C11,C12 | 220 мкФ х 450 В | К50-27, Black Gate, Elna | |
С13 | 4 мкФ х 450 В | МБМ, К42-11 (бумага) | |
С14, C15 | 470 мкФ х 100 В | К50-27 | |
C16 | 100 мкФ х 160 В | К50-27 | |
C17 | 0,01 | КСО, СГМ (слюда) | |
С18 | 1 мкФ х 160 В | К42 (бумага) | |
С19 | 220 мкФ х 160 В | К50-27 | |
Полупроводники | |||
VD1 — VD4 | MUR 4100 | Motorola | |
VD5, VD6 | MUR 1100 | Motorola | |
VD7, VD8 | КС 518А | стабилитрон | |
Лампы: см. Схему 1 |
Входной каскад аналогичен предыдущему. Драйвер-фазоинвертор выполнен на лампе 6Н8С по дифференциальной схеме с «long tail». Более точное равенство амплитуд положительной и отрицательной полуволн достигается применением источника отрицательного напряжения -100 В. Можно добиться еще лучшей симметрии, если включить в катодную цепь 6Н8 источник тока на ВЧ-пентоде с короткой характеристикой 6Ж4 в триодном включении (показан пунктиром вместо катодного резистора). Выходные лампы Г807 здесь также работают в триодном включении. Настройка усилителя осуществляется подбором катодного резистора лампы 6Н8С таким образом, чтобы напряжение на ее анодах было равно примерно половине напряжения питания. В случае применения лампы 6Ж4 подстроечным резистором 100 Ом производится та же операция. Установка тока покоя выходных ламп Г807 — как и в схеме №1.
Схема №3, рис. 3.
Таблица к схеме 3. | |||
---|---|---|---|
Сопротивления | |||
R1 | 47k | Alps | |
R2 | 470k | 1/4 w | углерод |
R3 | 15,5k | 2 w | углерод |
R4 | 300 | 1/4 w | углерод |
R5 | 10k | 2 w | углерод |
R6 | 160k | 1/4 w | углерод |
R7, R8 | 40k | 4 w | углерод |
R9 | 10k | 4 w | подбирается |
R10, R11 | 100k | 2 w | углерод |
R12, R13 | 1k | 1/4 w | углерод |
R14 | 47 | 1/4 w | углерод |
R15 | 120 | 1/4 w | подбирается |
R16 | 3k3 | 2 w | углерод |
Конденсаторы | |||
С1 | 0,01 | КСО, СГМ (слюда) | |
С2 | 1 мкФ | К42 (бумага) | |
С3 | 4700 мкФ х 16 В | К50-24, Black Gate, Elna | |
С4,C8 | 1 мкФ | МБМ, К42 | |
С5 | 100 мкФ х 450 В | К50-27, Black Gate, Elna | |
C6,C9,C10 | 1 мкФ х 450 В | К78-2, КБФ, Jensen | |
С11 | 240 пФ | подбирается | |
С12 | 0,1 мкФ х 630 В | МБМ, К42-11 (бумага) | |
Лампы | |||
V6, V7 | СГ4С | газовый стабилитрон |
Входной каскад и драйвер-фазоинвертор те же, что и в схеме №2. Выходные лампы Г807 включены тетродами. Напряжение питания их вторых сеток стабилизировано двумя последовательно включенными газовыми стабилитронами СГ4С. С выходной обмотки трансформатора в сетку второго триода лампы 6Н8С введена ООС. Параллельно резистору обратной связи R15 включается конденсатор фазовой коррекции С11 (желательно слюдяной типа КСО). Коэффициент усиления при этом становится равным КU = R15/R14 + 1. Изменением номинала резистора R15, т.е. изменением глубины обратной связи устанавливается необходимое выходное сопротивление (т.е. демпфирование нагрузки) и чувствительность усилителя. Величина C11 зависит от многих факторов, поэтому его проще подобрать при настройке.
Теперь несколько слов об обратной связи. Подобную схему без ОС построить практически невозможно, так как внутреннее сопротивление тетрода за период сигнала меняется в десятки раз, в отличие от триода, у которого внутреннее оно остается почти постоянным. Поэтому обратная связь в тетродном усилителе просто жизненно необходима, но злоупотреблять ею не следует. Ее глубина должна быть такова, чтобы басовые динамики в ваших колонках не гудели в нижней середине, и не более.
Источник питания здесь точно такой же, как в схеме №2.
От редакции
Все три схемы обладают различным звучанием, каждое из которых имеет свои преимущества. Описывать его не станем — многое зависит и от условий прослушивания, и от самого тракта. Нам показалось, что пентодное включение дает лучшие результаты с винилом, а триоды смягчают «цифру». Апофеозом описанного проекта может стать применение на выходе прямонакальных 6С4С (еще лучше — 2С4С), но придется повозиться с питанием накала, чтобы добиться минимального фона на выходе. Если вам самим не по плечу сделать шасси или намотать трансформаторы, обратитесь в фирмы, торгующие КИТами. Их реклама периодически появляется на страницах «Практики».
Практика AV #1/2002
поделиться